ГОДОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
В ФОРМАТЕ ГИА
УРОК 65
Основное содержание урока
Контрольная работа в формате Государственной итоговой аттестации (по вариантам).
Основные виды деятельности.
Выполнение комплекса заданий по анализу художественного произведения. Письменный ответ на проблемный вопрос (в жанре сочинения).
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
Контрольная работа в формате ГИА (по вариантам)
Первая часть работы (один из вариантов) выполняется в классе; вторая часть работы может быть выполнена (завершена) дома.
Часть I
Вариант 1
Прочитайте фрагмент из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» (см. текст комедии "Недоросль"
на сайте "К уроку литературы")
со слов «П р а в д и н (Митрофану). А далеко ли вы в
истории?» до слов «С т а р о д у м. Препохвально. Надобно быть Скотинину, чтоб вкусить такую блаженную картину» (действие
четвёртое, явление VIII) и выполните следующие задания (объём ответов на вопросы 1—3 — это 3—5 предложений, а на вопрос 4 —
5—8 предложений):
П р а в д и н (Митрофану). А далеко ли вы в истории?
М и т р о ф а н. Далеко ль? Какова история. В иной залетишь за тридевять земель, за тридесято царство.
П р а в д и н. А! так этой-то истории учит вас Вральман?
С т а р о д у м. Вральман! Имя что-то знакомое.
М и т р о ф а н. Нет. Наш Адам Адамыч истории не рассказывает; он, что я же, сам охотник слушать.
Г-жа П р о с т а к о в а. Они оба заставляют себе рассказывать истории скотницу Хавронью.
П р а в д и н. Да не у ней ли оба учились и географии?
Г-жа П р о с т а к о в а (сыну). Слышишь, друг мой сердечный? Это что за наука?
М и т р о ф а н (тихо матери). А я почем знаю.
Г-жа П р о с т а к о в а (тихо Митрофану). Не упрямься, душенька. Теперь-то себя и показать.
М и т р о ф а н (тихо матери). Да я не возьму в толк, о чем спрашивают.
Г-жа П р о с т а к о в а (Правдину). Как, батюшка, назвал ты науку-то?
П р а в д и н. География.
Г-жа П р о с т а к о в а (Митрофану). Слышишь, еоргафия.
М и т р о ф а н. Да что такое! Господи боже мой! Пристали с ножом к горлу.
Г-жа П р о с т а к о в а (Правдину). И ведомо, батюшка. Да скажи ему, сделай милость, какая это наука-то, он ее и расскажет.
П р а в д и н. Описание земли.
Г-жа П р о с т а к о в а (Стародуму). А к чему бы это служило на первый случай?
С т а р о д у м. На первый случай сгодилось бы и к тому, что ежели б случилось ехать, так знаешь, куда едешь.
Г-жа П р о с т а к о в а. Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Это-таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези
меня туда, свезут, куда изволишь. Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка.
С т а р о д у м. О, конечно, сударыня. В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь.
Г-жа П р о с т а к о в а. Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте,
а умел достаточек нажить и сохранить. Челобитчиков принимал всегда, бывало, сидя на железном сундуке. После всякого сундук отворит и что-нибудь положит.
То-то эконом был! Жизни не жалел, чтоб из сундука ничего не вынуть. Перед другим не похвалюсь, от вас не потаю, покойник-свет, лежа на сундуке с деньгами,
умер, так сказать, с голоду. А! Каково это?
С т а р о д у м. Препохвально. Надобно быть Скотинину, чтоб вкусить такую блаженную картину.
ЗАДАНИЯ:
1. Почему Простакова убеждена, что «без наук люди живут и жили»? (объём ответов на вопрос — это 3—5 предложений)
2. С какой целью автор обращает внимание на такую деталь: покойник батюшка челобитчиков принимал, сидя на железном сундуке? (объём ответов на вопрос — это 3—5 предложений)
3. Почему Правдин и Стародум относятся к образованию Митрофана с иронией? (объём ответов на вопрос — это 3—5 предложений)
4. Сравните домашнее обучение Митрофана с обучением Петруши Гринёва из романа Пушкина «Капитанская дочка» со
слов «Бопре в отечестве своём был парикмахером...» до слов «Тем и кончилось моё воспитание» (глава 1). Какие выводы о
воспитании и образовании провинциальных дворян в России XVIII века вы можете сделать? (объём ответов на вопрос — 5—8 предложений)
Вариант 2
Прочитайте стихотворение А. Блока «Россия» и выполните следующие задания (объём ответов на вопросы 1—3 — это 3—5 предложений, а
на вопрос 4 — 5—8 предложений):
РОССИЯ
Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи...
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые –
Как слезы первые любви!
Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу...
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!
Пускай заманит и обманет, –
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты...
Ну что ж? Одной заботой боле –
Одной слезой река шумней,
А ты всё та же – лес, да поле,
Да плат узорный до бровей...
И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..
18 октября 1908
ЗАДАНИЯ:
1. Почему Россия предстаёт в стихотворении в образе прекрасной женщины?
2. Какие образы создаются в стихотворении звукописью?
3. Что даёт автору основание верить в великое будущее России?
4. Сравните стихотворение А. Блока «Россия» со стихотворением
Н. Рубцова «Привет, Россия...». Какие выводы об отношении поэтов к Родине вы можете сделать?
Часть II
Дайте полный развёрнутый ответ в объёме не менее 200 слов на один из пяти проблемных вопросов:
1. Против каких общественных пороков направлена комедия Фонвизина «Недоросль»?
2. Какой представляет историю России Блок в цикле «На поле Куликовом»? (На примере 1—2 стихотворений цикла.)
3. Как изменяется Пётр Гринёв во время событий в Белогорской крепости (по роману Пушкина «Капитанская дочка»)?
4. В чём смысл противопоставления образов монастыря и окружающей природы в поэме Лермонтова «Мцыри»?
5. Чем поэма Твардовского «Василий Тёркин» близка устному народному творчеству?
Домашнее задание
Письменно ответить на один из проблемных вопросов части II ГИА.
Прочитать трагедию У. Шекспира «Ромео и Джульетта».
Индивидуальные задания. Подготовить сообщение о Шекспире и истории создания пьесы «Ромео и Джульетта» с использованием справочной
литературы и ресурсов Интернета (см. следующий урок).
Подготовить пересказ основных событий трагедии «Ромео и Джульетта».
Прочитать повесть Г. Щербаковой «Вам и не снилось».
Прочитать «Письма к сыну» Ф. Д. С. Честерфилда и письменно ответить на вопрос «Что полезного вы узнали из писем Честерфилда сыну?».
Следующие уроки: У. Шекспир. "Ромео и Джульетта" >>>