Урок 50. С.А.Есенин. "Пугачёв" как поэма на историческую тему
Урок 51. Образ Емельяна Пугачёва в народных преданиях, произведениях Пушкина и Есенина
С. А. ЕСЕНИН.
«ПУГАЧЁВ» КАК ПОЭМА НА ИСТОРИЧЕСКУЮ ТЕМУ
УРОК 50
Основное содержание урока
Краткий рассказ о жизни и творчестве Есенина. Характер Пугачёва. Современность и историческое прошлое в драматической поэме «Пугачёв».
Начальные представления о драматической поэме. Фрагмент поэмы в актёрском исполнении.
Основные виды деятельности.
Составление тезисов статьи учебника «Сергей Александрович Есенин». Устный рассказ о поэте и истории создания
поэмы. Восприятие и выразительное чтение фрагментов поэмы. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров
(см. задания фонохрестоматии). Устный или письменный ответ на вопрос.
Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих
терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие драматическая поэма.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Краткий рассказ о жизни и творчестве Есенина
1. Актуализация имеющихся знаний о Есенине:
— Какие произведения Есенина вы уже читали?
— Какие мысли и чувства поэта отразились в стихотворениях «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша», «Топи да болота»?
— Какие песни на стихи поэта вам известны?
Ответ на вопрос из раздела учебника «Литература и другие виды искусства».
— Какие литературные места России связаны с именем Есенина?
2. Рассказ учителя о страницах жизни и творчества Есенина, об исторической теме в его творчестве, портретах,
памятниках поэту
с включением сообщений учащихся об истории создания драматической поэмы «Пугачёв».
II. Составление тезисов статьи учебника «Сергей Александрович Есенин»:
ТАБЛИЦА
Тезисы статьи учебника «Сергей Александрович Есенин» |
Вопрос |
Тезис |
Как Пастернак и Цветаева объясняли секрет всенародной
любви к поэзии Есенина?
|
|
Какие песни на стихи Есенина приобрели всеобщее признание? |
|
Какова главная тема поэзии Есенина?
|
|
Какие произведения поэта посвящены истории России?
|
|
Зачем поэт обращается к истории страны?
|
|
III. Обобщающая беседа:
Ответы на вопросы 1—2 из раздела учебника «Проверьте себя».
IV. Характер Пугачёва
Групповая работа:
Группа 1.
Появление Пугачёва в Яицком городке (часть 1).
Прочитайте по ролям фрагмент поэмы с начала до слов «…с горла неба перерезанного».
Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям: Яицкий городок, Чаган, осиновый шест,
Яик, чернь, хмарь, дол, солончаковое место, челноки, Екатерина, Каин, окапиш.
О каких исторических событиях повествует фрагмент?
В чём видит своё предназначение Пугачёв?
Какой образ жизни и труда он считает для мужика правильным?
Почему жители Яика не ведут крестьянского хозяйства?
Выпишите из фрагмента образные выражения, эпитеты, сравнения, метафоры, характерные для стиля Есенина, и прокомментируйте их роль.
Группа 2.
Появление Пугачёва в Яицком городке (часть 2).
Прочитайте по ролям фрагмент поэмы со слов «Невесёлое ваше житьё…» до слов «В куриную гармонику петух».
Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям: тракт, имя мёртвого Петра, зарок, благовест, нашест.
Какие исторические факты стали основой фрагмента?
Как сторож объясняет причины пассивности народа?
Выпишите из фрагмента образные выражения, эпитеты, сравнения, метафоры, характерные для стиля Есенина, и прокомментируйте их роль.
В чём необычность есенинских образов: ноги трав, горячие зубы косы, клещи рассвета, пасть темноты, колокол луны, благовест лучей, куриная гармоника и др.?
Группа 3.
Уральский каторжник.
Прослушайте в исполнении Есенина монолог Хлопуши
(см.: http://www.tormoza.org/drugie/golosa/stihi.html).
Какие черты характера героя передаёт Есенин в чтении монолога?
Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям: Хлопуша, умет, в солонце, цепы.
Какие образные выражения использует поэт, рассказывая о трудностях пути Хлопуши?
В чём смысл кольцевой композиции монолога?
Группа 4.
Конец Пугачёва.
Прослушайте в актёрском исполнении монолог Пугачёва.
Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям: кошли, Гурьев, извёстка, шерстожёлтые, Тамерлан.
Ответы на вопросы из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».
Ответ на вопрос 3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
V. Современность и историческое прошлое в драматической поэме «Пугачёв»
О б о б щ а ю щ а я б е с е д а:
— Какие факты русской истории отразились в поэме «Пугачёв»?
— *Есенин работал над поэмой в марте — августе 1921 года. Какие исторические события происходили в это время в России?
— Чем близок пафос поэмы исторической обстановке в России переломной эпохи?
— Каким показан в поэме Пугачёв?
VI. Практическая работа.
«Художественные тропы в поэме “Пугачёв”»
Выполнение задания 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» и заполнение цитатной таблицы:
ТАБЛИЦА
«Художественные тропы в поэме “Пугачёв”» |
Художественные тропы |
Примеры из поэмы |
Эпитет
|
|
Метафора |
|
Олицетворение
|
|
Сравнение
|
|
Метонимия
|
|
Заполнение таблицы может быть завершено дома.
VII. Начальные представления о драматической поэме
Найдите в Интернете определение понятия драматическая поэма.
ДРАМАТИЧЕСКАЯ ПОЭМА — это сочинение, органически сочетающее лиро-эпическое и драматическое воспроизведение действительности. В
настоящее время она предназначается для сценического воплощения в театре. В прошлом же большинство драматических поэм назывались
самими авторами «пьесами для чтения» и за редким исключением на сцене не ставились… Утвердившаяся как вид романтического искусства,
драматическая поэма привлекает внимание и поэтов других эпох и направлений. «Снегурочка» А. Н. Островского и «Дон Жуан» А. К. Толстого, «Роза и крест»
А. Блока и «Пугачёв» С. Есенина принадлежат к её выдающимся образцам в русской литературе XIX — начала
XX века.
Изучите характерные черты драматической поэмы и подтвердите их примерами из поэмы «Пугачёв»:
ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА |
Характерные черты драматической поэмы |
Примеры из поэмы |
— Развитие сюжета в драматической поэме связано с раскрытием
душевного мира центральных героев. На воспроизведении их чувств и мыслей сосредоточено основное внимание автора. Эти
герои выражают настроения, очень близкие самому поэту. |
|
— Драматическая поэма родственна лиро-эпической поэме и своей
композицией — дробной, фрагментарной, с намеренными пропусками соединительных звеньев между эпизодами из жизни
центральных героев. Автора интересуют кульминационные моменты в их судьбе. О событиях прошлого часто говорится в
воспоминаниях персонажей. |
|
— Поэтому возрастает роль монологов, представляющих собой небольшие
поэмы-исповеди. Диалоги выявляют резкую противоположность персонажей в их отношениях к жизни, любви, свободе.
|
|
— Центральный герой драматической поэмы — это значительная
личность с возвышенными стремлениями, чувствами и помыслами. Он вступает в непримиримый конфликт с враждебными силами.
|
|
— Драматическая поэма стремится к широким социально-философским обобщениям.
|
|
— Почти все авторы этого жанра активно используют условные
формы, нарушающие жизнеподобие. Сама стихотворная форма, обязательная (хотя бы в отдельных эпизодах) для драматической поэмы, усиливает её условный характер
в системе современных театральных жанров, ориентирующихся на прозу, на
точную передачу живых, разговорных интонаций на сцене
|
|
И т о г о в ы й в о п р о с:
Какова роль художественных тропов в драматической поэме «Пугачёв»?
Домашнее задание
Завершить заполнение цитатной таблицы.
Подготовить выразительное чтение наизусть фрагмента из поэмы (по выбору учащихся).
Письменно ответить на итоговый вопрос урока.
Индивидуальные задания.
Прочитать статью «Поэзия Есенина в наши дни» (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…») и выполнить задания к ней (по выбору учителя).
Подготовить выразительное чтение стихов Есенина о Родине (см. следующий урок).
УРОК 51
ОБРАЗ ЕМЕЛЬЯНА ПУГАЧЁВА В НАРОДНЫХ ПРЕДАНИЯХ,
ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПУШКИНА И ЕСЕНИНА
Урок развития речи 7
Основное содержание урока.
Сопоставление образа предводителя восстания в фольклоре, произведениях Пушкина и Есенина.
Основные виды деятельности.
Чтение и обсуждение статьи «Пушкин и Есенин о Пугачёве» и выполнение заданий практикума «Читаем, думаем,
спорим…». Составление плана ответа на проблемный вопрос. Устный или
письменный ответ на проблемный вопрос (с использованием цитирования).
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Концерт-миниатюра из стихов Есенина о Родине:
«Гой ты, Русь моя родная!..», «Край любимый! Сердцу снятся…», «Еду. Тихо.
Слышны звоны…», «Край ты мой заброшенный…», «Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха…», «В том краю, где жёлтая крапива…», «С добрым утром!», «Чёрная, потом пропахшая выть…»,
«Заглушила засуха засевки…», «Русь».
II. Вступительная беседа:
— Какой видит поэт свою Родину? Что ему дорого на родной земле?
— Что вызывает его сочувствие, гнев, скорбь?
— Каковы раздумья поэта о крестьянской доле?
— Можно ли доказать, что реальные люди — Есенин и Пугачёв — сочувствуют тяжёлому положению крестьянина? Обоснуйте свой
ответ.
— Почему для написания поэмы Есенина привлёк образ Пугачёва?
— Какое впечатление об образе Пугачёва у вас уже сложилось в 6—7 классах?
— В чём, по-вашему, противоречивость этого образа?
— Какими положительными и отрицательными чертами он обладает?
III. Групповая работа:
Сопоставление образа Пугачёва в фольклоре, романе Пушкина
«Капитанская дочка» и драматической поэме Есенина «Пугачёв».
Группа 1.
Образ Пугачёва в фольклоре.
Каким изображён Пугачёв в исторических песнях и преданиях?
Заполните цитатами таблицу:
ТАБЛИЦА
Изображение Пугачёва в исторических песнях и преданиях |
Образ Пугачёва |
Историческая песня «Пугачёв в темнице» |
Историческая песня «Пугачёв казнён» |
Историческая песня «Про Пугача» |
Предание «О Пугачёве» |
Портрет
|
Нет |
Нет |
Нет |
Нет |
Поступки Пугачёва |
Походы удалые, житьё свободное |
За нас заступиться, крепку думушку за нас раздумать |
Кормил нас калачом, дал нам калача |
Женился из нашего посёлка, здесь формировал
казаков, жену отправил в монастырь, а сам на престоле остался |
Черты личности Пугачёва
|
Стремление к свободе, смелость, удаль |
Защитник народа, думающий о его судьбе |
Доброта, великодушие, помощь голодным |
Нет точных указаний на черты его характера |
ВЫВОДЫ:
В народных песнях и предании о Пугачёве его образ не конкретизирован (нигде нет портрета героя). В народных
песнях и предании говорится о добрых поступках Пугачёва, о его стремлении помочь народу.
Но в предании поступки Пугачёва частично вымышлены, противоречивы
и не содержат точных указаний на черты его характера. Народное отношение к герою выражается как в прямых
положительных оценках, близких к народным былинам, так и в косвенных оценках, например в реплике казака «Я ему свой пай отдам»
|
Группа 2.
Образ Пугачёва в произведениях Пушкина.
Каким изображён Пугачёв в историческом труде Пушкина «История Пугачёва» и в
романе «Капитанская дочка»?
Заполните цитатную таблицу:
ТАБЛИЦА
Пугачёв в историческом труде Пушкина «История Пугачёва» и в романе «Капитанская дочка» |
Образ Пугачёва |
«История Пугачёва» |
«Капитанская дочка» |
Прошлое героя
|
Был свидетелем усмирения мятежа и казни зачинщиков, уходил
на время в Иргизские скиты; послан для закупки рыбы в Яицкий городок и др. |
Отвечал поговоркою: «В огород летал, конопли клевал; швырнула бабушка камушком
— да мимо… Будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов. А теперь… заткни топор за спину: лесничий ходит…»
|
Портрет |
Сорока лет от роду, росту среднего, смугл
и худощав; волосы имел тёмно-русые, бороду чёрную, небольшую и клином. Верхний зуб был вышибен… На левом
виску имел он белое пятно… |
Лет сорока, росту среднего, худощав и
широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение
довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары |
Поступки Пугачёва
|
Отличался дерзостию речей, поносил начальство и подговаривал казаков бежать
в области турецкого султана; подговаривал казаков, поселённых под Таганрогом, бежать за Кубань; нашёл… способ высвободить руки, выхватил
саблю и пистолет, ранил выстрелом одного из казаков и др. |
Положительные:
помог Гринёву во время бурана; отпустил Гринева, дав ему тулуп и лошадь; освободил из заточения Машу; помог Гринёву и Маше
покинуть Белогорскую крепость.
Отрицательные:
выдал себя за царя Петра III; приказал повесить семью Миронова; по его вине гибнут невинные люди,
разграблены дома, уничтожены крепости, задушен голодом Оренбург; применял пытки; был не свободен от влияния своего
окружения и др. |
Черты личности Пугачёва |
Свободолюбие, смелость, авантюризм, осознание своих поступков, самооценка:
«Богу было угодно наказать Россию через моё окаянство» |
Положительные:
смекалка, жизненный опыт, народная мудрость, умение помнить добро.
Отрицательные:
бессмысленная жестокость, неспособность противостоять своему окружению, пренебрежение ценностью
человеческой жизни и др. |
Отношение автора к герою
|
Оценка Пугачёва с дворянских позиций:
самозванец, бунтовщик |
Изображение героя с позиций историзма и
реализма, осуждение русского бунта, эпиграфы к главам |
ВЫВОДЫ:
В «Истории Пугачёвского бунта» автор изображает Пугачёва бесстрастно, на основе исторических документов, но показывает его как
злодеем, так и незаурядным человеком.
В «Капитанской дочке» Пугачёв изображается по законам художественного текста, с позиций реализма и историзма
|
Группа 3.
Образ Пугачёва у Пушкина и Есенина.
Каким изображён Пугачёв в романе Пушкина «Капитанская дочка» и в драматической поэме Есенина «Пугачёв»?
Заполните цитатную таблицу:
ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
Пугачёв в романе Пушкина «Капитанская дочка» и в драматической поэме Есенина «Пугачёв» |
Образ Пугачёва |
«Капитанская дочка» |
«Пугачёв» |
Прошлое героя
|
Отвечал поговоркою: «В
огород летал, конопли клевал; швырнула бабушка камушком — да мимо… А теперь… заткни топор за спину: лесничий ходит…» |
Рать врагов цепью волн распалась,
Не удалось им на осиновый шест Водрузить головы моей парус…
|
Первое появление |
Или волк или человек |
Ох, как устал и как болит нога!.. |
Портрет
|
Лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его… проседь;
живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское |
Отчего, словно яблоко тяжёлое,
Виснет с шеи твоя голова? |
Поступки Пугачёва |
Положительные:
помог Гринёву во время бурана; отпустил героя, дав ему тулуп и лошадь;
освободил из заточения Машу; помог Гринёву и Маше покинуть Белогорскую крепость.
Отрицательные:
выдал себя за царя Петра III; приказал повесить капитана Миронова; погубил невинных людей,
разграбил дома, уничтожил крепости, осадил и задушил голодом Оренбург; применял пытки; поддавался влиянию своего окружения |
Положительные:
Я ж хочу научить их под хохот сабль Обтянуть тот зловещий скелет парусами
И пустить его по безводным степям, Как корабль.
Отрицательные:
А за ним По курганам синим Мы живых голов двинем
бурливый флот. Послушайте! Для всех отныне Я — император Пётр!
|
Черты личности Пугачёва
|
Положительные:
смекалка, жизненный опыт, народная мудрость, умение помнить добро.
Отрицательные:
жестокость, неспособность противостоять своему окружению, пренебрежение ценностью человеческой жизни и др. |
Положительные:
Чернь его любит за буйство и удаль.
О смешной, о смешной,
о смешной Емельян!
Отрицательные:
Ты всё такой же сумасбродный, слепой и вкрадчивый… (Крямин о Пугачёве) |
Отношение автора к Пугачёву
|
Изображение героя с позиций историзма и реализма.
Осуждение русского бунта, смысл эпиграфов к главам |
Изображение героя с позиций романтизма. Пугачёв для Есенина — символ перемен
в России |
ВЫВОДЫ:
В «Капитанской дочке» Пугачёв изображается с позиций реализма и историзма.
В поэме Есенина Пугачёв показан как романтический герой
|
Группа 4.
Пушкин и Есенин о Пугачёве.
Прочитайте статью «Пушкин и Есенин о Пугачёве» из практикума «Читаем, думаем, спорим…».
Сравните образы Пугачёва у Пушкина и Есенина. Заполните таблицу цитатами из статьи:
ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
образы Пугачёва у Пушкина и Есенина |
Основания для сопоставления |
Пушкин о Пугачёве («дворянская» точка зрения) |
Есенин о Пугачёве («крестьянская» точка зрения) |
Эмоциональное отношение автора к герою
|
Пугачёв — бродяга, вызывающий сочувствие у
Гринёва. Отношение автора к Пугачёву неоднозначно: герой жесток и великодушен, плутоват
и благороден, многих губит, но позволяет воссоединиться двум любящим людям |
Показ «звериного» в Пугачёве. Зверство человеческое, по Есенину, имеет
преимущество перед звериным. Оно — в мести, т. е. в зверстве, чётко целенаправленном, продуманном. Звериное в натуре
Пугачёва не умаляет масштаба этой фигуры |
Черты литературного направления в изображении героя |
Герой изображён с позиций реализма. Пушкин… пытается быть как можно
объективнее (жестокость бунта, кровавые сцены) |
У Есенина объективность — в эмоциональной насыщенности. Герой изображён
с романтических позиций |
Черты характера героя
|
Бунтарь Пушкина не лишён обаяния, но милость
Пугачёва показана и как осознание своей власти, величия. Пушкин делает акцент на тщеславии Пугачёва, его стремлении властвовать |
В Емельяне Есенин представляет… мятежность, неукротимость духа. Образ Пугачёва
не теряет своего величия и человечности, несмотря на такую перегрузку трагической образности |
Изображение социальных аспектов восстания |
Пугачёв у Пушкина не борец за справедливость
и не рачитель за народ русский. Для Пушкина государственный суд выступает как общечеловеческий.
У Пушкина расплачиваются ни в чём не повинные люди…
В этом бессмысленность восстания |
Есенин подвергает Пугачёва суду более страшному — суду товарищей.
Расплачиваются и те, кто плохо правил, и те, кто мстил. Для Есенина реальность, только что свершившаяся, лучше сказать —
сбывшаяся, только ещё более кровавая и масштабная.
Трагическое мироощущение — это то новое, что вносит XX век
|
ВЫВОДЫ:
Есенин, как и Пушкин, даёт многогранный образ Пугачёва, подчёркивая в нём звериное и человеческое.
Но Пушкин делает больший акцент на человеческом, а Есенин на зверином
|
Заполнение цитатных таблиц может быть завершено дома.
И т о г о в ы й в о п р о с:
В чём общность и различие образа Пугачёва в фольклоре и произведениях Пушкина и Есенина?
Домашнее задание
Завершить заполнение цитатных таблиц.
Составить план и письменно ответить на итоговый вопрос урока.
Индивидуальные задания.
Подготовить сообщение об И. С. Шмелёве с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.
Составить лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям рассказа (см. следующий урок).
Следующие уроки: И.С.Шмелёв. "Как я стал писателем": путь к творчеству >>>