|
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
(1814 — 1841)
«МЦЫРИ»
Уроки литературы в 8 классе[1]
Уроки 22-25
|
|
Урок 22. М. Ю. Лермонтов. «Мцыри» как романтическая поэма
Урок 23. М. Ю. Лермонтов. «Мцыри»: образ романтического героя
Урок 24. М. Ю. Лермонтов. «Мцыри»: особенности композиции поэмы
Урок 25. М. Ю. Лермонтов. «Мцыри». Урок развития речи 3
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ.
«МЦЫРИ» КАК РОМАНТИЧЕСКАЯ ПОЭМА
УРОК 22
Основное содержание урока
Краткий рассказ о поэте. Его отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве (с обобщением изученного в 6—7 классах). Понятие о
романтической поэме. Эпиграф и сюжет поэмы. Фрагменты поэмы в актёрском исполнении.
Основные виды деятельности.
Составление тезисов статьи учебника «Михаил Юрьевич Лермонтов». Устный рассказ о поэте и истории создания
поэмы. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве Лермонтова. Восприятие и выразительное чтение фрагментов
поэмы. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Составление лексических
и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.
Характеристика сюжета поэмы, её тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Соотнесение содержания поэмы с романтическими принципами
изображения жизни и человека. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие
романтическая поэма.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Краткий рассказ о поэте.
Его отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве
(с обобщением изученного в 6—7 классах)
Концерт-миниатюра из произведений М.Ю. Лермонтова на историческую тему:
«Бородино» (фрагмент), «Песня про царя Ивана Васильевича…» (фрагмент), «Умирающий гладиатор», «Воздушный корабль»,
«Поле Бородина», «Два великана» (по выбору учителя).
Актуализация имеющихся знаний о воплощении исторической темы в творчестве Лермонтова:
— Выполнение заданий 2—3 из раздела учебника «Проверьте себя».
— Почему Лермонтова привлекали события русской и мировой истории?
— Какие события истории России отразились в произведениях поэта?
— Каково отношение поэта к историческим темам?
Рассказ учителя о страницах жизни и творчества Лермонтова, связанных с исторической темой, с включением подготовленного
учащимися пересказа статьи «В гостях у Лермонтова. Осенний день в Тарханах» (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…»).
Чтение и составление тезисов статьи учебника «Михаил Юрьевич Лермонтов» (см. статью ниже):
ТАБЛИЦА
Тезисы статьи учебника «Михаил Юрьевич Лермонтов» |
Вопрос |
Тезис |
Как Лермонтов понимает историзм литературы? |
|
Какие взгляды Лермонтова на историю отразились в раннем творчестве поэта
и во второй половине 1830-х годов? |
|
От чего, по мысли Лермонтова, зависит движение истории?
Как зависимость человека от высших сил воплощена в поэме «Мцыри»? |
|
Какие законы истории отразились в «Песне про царя Ивана
Васильевича…» и обусловили её конфликт? |
|
Как изменился взгляд Лермонтова на историзм литературы
в начале 1830-х годов? Как дух эпохи отразился в стихотворении «Бородино»? |
|
О каком историческом понимании России поведал Лермонтов в стихотворении
«Родина»? |
|
Работа с таблицей может быть завершена дома.
II. Эпиграф и сюжет поэмы
Чтение и обсуждение смысла эпиграфа (См. комментарии к эпиграфу: Найдич Э. Э.
«Вкушая, вкусих мало меда и се аз умираю») к поэме «Мцыри»:
— Первоначальным (зачёркнутым) эпиграфом к поэме была фраза:
«On n’a qu’une seul patrie» («Отчизна бывает только одна»).
— Полный текст цитаты из Библии (церковнославянский текст):
«...вкушая, вкусих мало мёду, омочив конец жезла, иже в руце моей, и се аз умираю» (Первая книга Царств, слова Ионафана: гл. 14, ст. 43).
— Перевод на современный русский язык: «...я отведал концом палки, которая в руке моей, немного мёду; и вот я должен умереть».
— Иносказательный смысл цитаты — сожаление о том, что короток век человека, далеко не все радости жизни были изведаны.
Аналитическая беседа:
— Как связан эпиграф с сюжетом поэмы «Мцыри»?
— *Предположите, почему героем своей поэмы Лермонтов делает монаха, попавшего в монастырь не по своей воле.
— Определите основные элементы сюжета поэмы «Мцыри»: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку.
*Какой эпизод поэмы: бой с барсом или возвращение в монастырь — следует считать кульминацией поэмы? Обоснуйте свою позицию.
— *Предположите, почему автор избирает для поэмы форму исповеди героя, давая объективный рассказ от лица автора только
в главах 1—2.
III. Фрагменты поэмы в актёрском исполнении
Групповая работа.
Прослушивание и обсуждение поэмы «Мцыри» в актёрском исполнении:
Группа 1. Главы 1—7.
Ответы на вопросы 1—7 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».
Лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям: Арагва, Кура, инок, за гранью дружеских штыков, Тифлис,
серна, призреть, чернец, исповедь, обитель, алтарь, аул.
Как Мцыри попал в монастырь? Почему он убежал?
Как он относился к своей Родине, оставленной семье?
*Что восхищало Мцыри на воле?
Группа 2. Главы 8, 11—13.
Лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям: Божий сад, сакля.
Выполните задание из раздела учебника «Обогащаем свою речь».
Почему Мцыри воспринимал грозу восторженно?
Какие чувства овладели Мцыри при встрече с грузинкой?
Чем дороги Мцыри воспоминания об этой встрече?
*Почему Мцыри чувствовал себя среди кавказской природы радостно и уверенно: это была его родина, он был молод и полон сил, он был частью этой природы?
Обоснуйте свой ответ.
Группа 3. Главы 16 —19.
Лексические и историко-культурные комментарии к словам: навзничь, полог.
С какой целью автор «бросает» Мцыри на бой с барсом? Как характеризуют Мцыри
его действия? В чём «сходство» Мцыри и барса?
*Почему смерть барса Мцыри воспринимает как смерть равного себе существа?
Группа 4. Главы 20 (до слов «И вашей жалости позор»), 25, 26.
Лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям: хоровод светил; куриться начал; ропот; жалости позор; коростель; к Тому, Кто всем
законной чередой даёт страданье и покой.
Почему Мцыри смог победить барса, но не смог смириться с потрясением, что вернулся обратно в монастырь?
Что больше всего удручало Мцыри: тоска по родине, крушение надежд, жалость монахов? Обоснуйте свой ответ.
*Почему Мцыри умирает: от голода и жажды; от болезни; от ран, полученных в битве с барсом; от душевного потрясения, что он не попал на
родину? Аргументируйте свой ответ.
Практическая работа.
Характеристика особенностей поэзии русского романтизма на примере поэмы «Мцыри»
(на уровне языка, композиции, образа времени и пространства, романтического героя).
Заполнение таблицы:
Характеристика особенностей поэзии
русского романтизма на примере поэмы «Мцыри» |
Черты романтического произведения |
Примеры из поэмы |
Субъективная позиция автора по отношению к
изображаемому |
|
Стремление автора не к воссозданию, а к пересозданию действительности
(элементы фантаcтики, условности, символики, гиперболы и гротеска) |
|
Идеи свободы человеческой личности |
|
Интерес к исторической теме и сильным личностям |
|
Выдвижение в качестве героя исключительной
личности (одиночество героя, его неудовлетворённость действительностью, мятежный дух, бунт
против миропорядка, стремление к недостижимому идеалу) |
|
Провозглашение ценности человеческой личности, человеческой индивидуальности
|
|
Напряжённость чувств героев |
|
Интерес автора к экзотическому, сильному, яркому, возвышенному |
|
Статичность образов |
|
Действие разворачивается в полуфантастическом, вымышленном мире
|
|
Трагическое двоемирие: герой осознаёт несовершенство мира и людей, но мечтает
быть понятым ими |
|
Субъективность и эмоциональность авторского языка |
|
Обобщающая беседа по вопросу 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
И т о г о в ы й в о п р о с:
Какие принципы романтизма отразились в поэме «Мцыри»?
Домашнее задание
Завершить заполнение таблиц.
Прочитать статью учебника «Начальное представление о романтизме» и подготовить её подробный пересказ.
Письменно ответить на итоговый вопрос урока.
Индивидуальные задания.
Подобрать иллюстрации разных художников к поэме «Мцыри» (или создать свою иллюстрацию) и
подготовиться к их презентации и защите.
Следующий урок: М. Ю. Лермонтов. «Мцыри»: образ романтического героя >>>
|
|
1. Источник: Беляева Н. В.
Уроки литературы в 8 классе. — М.: Просвещение, 2017. — 256 с. (вернуться)
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
(1814 — 1841)
На позиции художественного историзма в литературе вслед за Пушкиным переходит и Лермонтов. Поэт понимает историзм как совокупность признаков, определяющих
национальное своеобразие. К таким признакам он относит климат, верования, язык, обычаи. Под их влиянием складывается характер народа и характер человека.
В начале своего творчества Лермонтов убежден, что история представляет собой арену борьбы свободы и тирании, добра и зла. Однако такой взгляд на историю во
второй половине 1830-х годов утрачивает для поэта свою притягательность. Он проникается мыслью, что личное вольнолюбие и личное стремление к свободе при
всей их ценности терпят крушение и что причиной катастрофы выступают не личные убеждения и пороки гордых и смело вступающих в борьбу с деспотизмом и его
проявлениями героев, а стоящая над ними власть обстоятельств. Она мыслится сначала роковой предначертанностью событий, Божьей волей.
Мцыри чувствует свою зависимость не только от того, что, рожденный в естественной среде, он воспитывался в неволе монастыря, которая оставила неизгладимый
«след» в его душе и повлияла на его судьбу, помешав обрести волю, но и зависимость своей участи от высших сил. Лермонтов дает понять, что движение истории
зависит не только от усилий личности, но и от пока еще неясных, таинственных обстоятельств, которые управляют самой личностью.
От произведения к произведению историзм Лермонтова становился все более глубоким. Так, уже в «Песне про царя Ивана Васильевича... и удалого купца Калашникова»
сам конфликт и характеры героев — Ивана Васильевича, Кирибеевича и Калашникова — определены укладом жизни в Древней Руси, ее обычаями, ее психологией и духовным
строем, ее нравственными понятиями, образом жизни русских людей. Купец Калашников, его жена, его братья держатся старых патриархальных порядков. В их доме царит
размеренный, веками укоренившийся быт. Таковы и отношения в семье: муж — защитник жены и младших братьев, которые ему подчиняются беспрекословно. В случае смерти
или гибели мужа и старшего брата младшие занимают его место, берут на себя его долю ответственности и все заботы о семье. Поэтому они обещают Калашникову, если
он будет побит в бою с Кирибеевичем, снова вступить в схватку с обидчиком. Но патриархальный быт уже терпит крушение. Его устои нарушают, с одной стороны,
деспотический царь, который не подчиняется вековым обычаям, хотя сам же должен их соблюдать, и, с другой стороны, его слуга Кирибеевич, противопоставляющий
общим народным установлениям личную волю, личный произвол. Царь тем самым ставит себя над народом, Кирибеевич не желает считаться с народной моралью. Конфликт
в поэме перерастает семейно-бытовые рамки и превращается в исторический. В поэме Лермонтова, наполненной широким эпическим содержанием, повествуется о важном
переломе в русской жизни, в русской истории.
В этой поэме Лермонтов на стороне купца Калашникова, который был выразителем вековой народной нравственности. Недаром о нем не забывает народ, сохранивший
его имя в песнях и в своей памяти. По мысли поэта, единство с народом придает величие и бессмертие отдельному человеку.
Та же мысль, но с противоположным знаком присутствует и в поэме «Беглец». В отличие от купца Калашникова горец Гарун изменил обычаям, образу жизни своего
народа и был обречен на одиночество и забвение.
С течением времени Лермонтов перестал изображать, как это было в начале 1830-х годов, своих героев, взятых из истории, носителями современного ему сознания.
Он уже не переносил исторические, социальные, психологические понятия, свойственные его времени, в прошедшие исторические эпохи. Герои Лермонтова думали и
говорили так, как они могли думать и говорить в те годы, когда они жили и действовали. Это особенно хорошо видно в
стихотворении «Бородино»,
где передано патриотическое чувство русских людей, в том числе старого солдата-артиллериста, рассказывающего своим языком с присущими ему живыми интонациями
о сражении при Бородине. С глубоким сожалением Лермонтов передает и свое ощущение: нынешнее племя стало мельче, в нем нет богатырей, подобных старым русским
воинам, победившим в Отечественную войну 1812 года. Это досадное переживание сменялось, однако, более светлым, в котором сквозила надежда.
Через три года Лермонтов написал знаменитую «Родину», где вновь сказал о богатырстве в России и о любви к ней. Теперь родина представилась ему
страной, как бы предназначенной для жизни богатырей: бесконечные степи, огромные просторы, широкие, подобные морям реки. Но поэт увидел и другую сторону:
печаль, бедность, скромный быт. В этих противоречиях открылась поэту Россия, и, признаваясь в любви к ней, он искренне радовался нехитрому довольству
крестьянской жизни, если ему удавалось его заметить. В таком понимании России Лермонтову помог подлинный историзм. Он стал складываться в его творчестве по
мере постижения жизни народа в прошлом и настоящем.
В. Коровин
Источник: Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 399 с.
+ 399 с.: ил. (вернуться к уроку)
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Постарайтесь передать близко к тексту содержание статьи В. И. Коровина о поэте.
2. Вспомните, какие произведения на историческую тему, созданные Лермонтовым, вам известны. Расскажите о них.
3. Прочитайте наизусть одно из стихотворных произведений поэта на историческую тему.
Источник: Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 399 с.
+ 399 с.: ил.
|
|
|
Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты.
Картина М.Ю.Лермонтова. Масло. 1837. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|