Биография
ДЕНИСА ИВАНОВИЧА ФОНВИЗИНА
(1745—1792)
Фамилию его писали по-разному: Фон-Вмзинг Фон-Висин, Фон-Визен и т. д. Только к концу XIX века утвердилось принятое сейчас написание. Но А. С. Пушкин еще
к начале века внушал брату Льву: «Не забудь Фон-Визина писать Фонвизин... Он русский, из перерусских русский».
Род писателя по отцу действительно давно обрусел. Денис родился в Москве, рос в семье, о которой сам сказал: «В доме нашем дурных людей не было». Грамоте
начали учить мальчика с четырех лет, а потом он продолжил свое образование в гимназии при Московском университете. План преподавания в ней составил Ломоносов,
сказавший: а «Университет без гимназии, как пашня беа семян».
Десятилетний Денис учился очень хорошо. И в 1760 году среди лучших студентов Фонвизин был привезен в Петербург, где встретился с самим Ломоносовым, о чем
вспоминал всю жизнь. Не менее сильное впечатление произвел и театр. Через 10 лет после посещения Северной столицы Фонвизин писал:
«Действия, произведенного во мне театром, почти описать невозможно».
За годы учения в университете Фонвизин овладел латинским, немецким и французским языками настолько, что переводы его не раз появлялись в печати. Острые слова
его носились по Москве, из-за чего он нажил много врагов и приобрел друзей. Литературную деятельность Фонвизин начал с переводов басен и пьес. Сам Денис
Иванович сказал: «Весьма рано появилась во мне склонность к сатире».
Вот, например, некоторые нравоучения Лисицы из переведенной Фонвизиным басни Гольдберга «Лисицыно нравоучение»:
— Ни в чем правды не держись, когда желаешь найти в свете свое счастье.
— Когда хочешь воровать, то промышляй столько, чтоб мог откупиться, для того что наказывают обыкновенно малых воров, а не больших.
Первым опытом будущего комедиографа был перевод трагедии Вольтера, хотя впоследствии Фонвизин отзывался о трагедиях как о жанре с насмешкой.
После коронации летом 1762 года а Москве Екатерины II один из ее придворных устроил Дениса переводчиком в Коллегию иностранных дел, с которой затем
Фонвизин переезжает в Петербург. Первая оригинальная комедия Фонвизина «Бригадир» закончена была в особое время. Готовились реформы, от которых
Фонвизин ожидал ограничений крепостного права при полной вольности дворянства, а это значило и ограничение власти царя. Руководитель Коллегии
иностранных дел граф Никита Иванович Панин выделил молодого Фонвизина и приблизил к себе. Государыня же Екатерина терпеть не могла Панина: чтобы отставить
его от дел, даже наградила весьма милостиво, но тут же написала; «...богатством его осыпала выше его заслуг...»
Панин разделил четыре тысячи душ из подаренных ему девяти между своими сотрудниками, среди которых был и Фонвизин, преданный соратник. Граф Н. И. Панин,
как и Екатерина II, народа не знал, но хотел ему добра, потому что видел в этом благо для государства.
Все это выразилось в комедии Фонвизина «Бригадир». О ней сказано, что автор казнил в ней дикое невежество старого поколения и поверхностный лоск европейского
полуобразования нового поколения, говорящего о себе: «Тело мое родилось в Росси и.., однако дух мой принадлежит короне французской».
Конфликт несколько иного плана лежит в основе замечательной комедии «Недоросль». В отличие от «Бригадира», где крепостное право напрямую не затрагивалось,
новая комедия выступала против таких порядков, когда одни люди являются собственностью других. Сильно прозвучали в ту эпоху слова, произнесенные одним из
героев «Недоросля»: «Угнетать рабством себе подобных — беззаконно».
Первое представление «Недоросля» состоялось 24 сентября 1782 года — это и есть день рождения великой русской комедии. И в те дни о ней было сказано: «Сия
комедия... заслужила внимание от публики. Для сего и принята с отменным удовольствием».
Но не все приняли комедию с одобрением. «Плохо приходится мне жить! — сказала Екатерина II. — Уж и господин Фонвизин хочет учить меня царствовать». И
Фонвизину весной 1783 года пришлось выйти в отставку.
И в отставке он продолжал литературную деятельность, решив задать ряд острых вопросов будто бы неизвестному автору, хотя все знали, что им была Екатерина II.
Вот некоторые из вопросов:
— Отчего в век законодательный никто в сей части не промышляет отличиться?
(Царица ответила резко: «Оттого, что сие не есть дело каждого».)
— Как истребить два сопротивные и оба вреднейшие предрассудка: будто у нас все дурно, а в чужих краях все хорошо; второй, будто в чужих краях все дурно, а
у нас все хорошо?
— Отчего у нас не стыдно не делать ничего?
Конечно, такие вопросы не могли понравиться императрице, как и фонвизинская сатира «Всеобщая придворная грамматика». В результате писателю был закрыт путь в
печать, а вскоре он заболел тяжело и надолго. Ему было всего 40 лет, а он с трудом мог передвигаться и даже говорить. Через семь лет он умер.
Сохранилась легенда, будто князь Г. А. Потемкин-Таврический, выходя из театра и увидя Фонвизина, сказал ему о «Недоросле»: «Умри, Денис, — „Недоросль" тебя
увенчал». Правда, слова Потемкина передаются по-разному, но одно ясно — современники понимали значение Фонвизина. «Недоросль» — комедия о воспитании.
Воспитание тогда, как и сейчас, — злободневная политическая тема. Отсюда так много сходного в высказываниях Фонвизина о своем веке и мыслях нашего
современника, россиянина конца XX — начала XXI столетия.
ЗАДАНИЕ
Прочитайте дома самостоятельно всю комедию «Недоросль» выбирайте себе роль, которую хотели бы исполнитъ, подготовьте с товарищами одну из сцен для чтения.
При подготовке к чтению используйте материал статьи о комедии Фонвизина.
Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 399 с. + 399 с.: ил.
вернуться к уроку
САТИРЫ СМЕЛЫЙ ВЛАСТЕЛИН
Фонвизин — это «Недоросль». Он стал собою, Фонвизиным, написав «Недоросля», как Грибоедов стал Грибоедовым, написав «Горе от ума»... Не комедия состояла при
сочинителе, а он при ней. Сегодня «Недоросль» совсем не то, чем был в пору, когда его разыгрывали на нынешнем Марсовом поле и публика «аплодировала пиесу
метанием кошельков» (был такой обычай). Ныне часто говорят: это спектакль для школьников. В этом нет ничего обидного: стать книгой для детей — удел
наипочетнейший, выпавший на долю сказок Пушкина, «Робинзона» и «Гулливера», романов Вальтера Скотта, Дюма, Гюго, отчасти даже «Дон Кихота»... Но все
же «Недоросль», воспринимаемый как учебная пьеса, многое теряет. Иногда — почти все: педагогическая притча, наглядное пособие, дразнилка для второгодников:
«не хочу учиться, хочу жениться».
«Все в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на все русское. А между тем нет в ней ничего карикатурного: все взято живьем с природы...» (Н. В. Гоголь.)
На многих персонажах от древности кора наросла, они обросли предрассудками, вот пример простейший.
Сколько лет Простаковой?.. Зритель почти наверняка скажет; старуха... А ей чуть более тридцати. И уж никак не более сорока.
И Митрофан невежда, но не дурак, нет: ни в умении подластиться к матери, ни в сцене похищения Софьи... Он мог бы сказать о себе словами Петруши Гринева:
«Я жил недорослем, гонял голубей и играл в чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем мне минуло шестнадцать лет. Тут судьба моя переменилась».
Все, решительно все совпадает: голубятня, возраст, перемена судьбы и характер перемены. «Пошел-ка служить... » — говорит Мигрофану Правдин. «Пора его в службу»,
— решает старик Гринев. И учителя у них одинаковые. «По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман» (кучер); парикмахер Бопре «обязан
был учить... по-французски, по-немецки и всем наукам». Пушкин даже подчеркнул эти слова не потому ли, что они прямая цитата из «Недоросля»?
Рождение писателя Фонвизина — это рождение русской литературы. Юность Фонвизина совпала с младенчеством нашей литературы... «Недоросль» стал общим детищем,
общей победою. Фонвизин как писатель — в гоголевской эпохе... с «Женитьбою» и Ревизором» Митрофан и Скотинин ничего, уживутся. Между ними расстояние и большое,
но не пропасть.
Умрет Денис Иванович, и всего через два года родится его преемник в комедии Грибоедов. Началась непрерывная цепь, и начальное звено — Державин и Фонвизин, первые
гении русской словесности.
Ст. Рассадин
Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 399 с. + 399 с.: ил.
вернуться к уроку
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Комедия "Недоросль"
1. Как вы думаете, почему комедия начинается сценой с портным Тришкой? Что мы узнаем о жизни в доме Простаковых при внимательном прочтений первого действия?
2. Каковы отношения между людьми в этом доме? Как характеризуются персонажи комедии в явлении VIII четвертого действия? Какими средствами (юмор, ирония,
сарказм и т. д.) пользуется автор для этой характеристики? Про «экзамен» Митрофана сказано, что в этой сцене происходит столкновение истинного просвещения и
воинствующего невежества. Согласны ли вы с этим? Почему?
3. В афише с перечислением действующих лиц указало: Простакова, жена его (господина Простакова). Между тем в комедии ее персонажи характеризуют себя иначе:
«Уто я, сестрин брат», «Я женин муж», «А я матушкин сын». Как вы это объясняете? Как вы думаете, почему полным хозяином поместья у Фонвизина оказывается не
помещик, а помещица? Связано ли это со временем, когда создана комедия «Недоросль»?
4. Проследите, как развивается конфликт между положительными и отрицательными персонажами. Как в этом конфликте раскрывается идея комедии («Угнетать рабством
себе подобных — беззаконно»)?
5. Кто из действующих лиц, по нашему мнению, больше других удался Фонвизину? Ничему?
6. Каковы трудности при чтении этой старой комедии? Чем сегодня интересен нам Недоросль?
Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 399 с. + 399 с.: ил.