|
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
УРОК-ДИСПУТ
«ПОГОВОРИМ О ПРЕВРАТНОСТЯХ ЛЮБВИ»
Уроки литературы в 8 классе[1]
Уроки 47-48
|
|
УРОК-ДИСПУТ
«ПОГОВОРИМ О ПРЕВРАТНОСТЯХ ЛЮБВИ».
Урок развития речи 6
УРОКИ 47-48
Основное содержание урока
Нравственный смысл историй о любви в рассказах русских писателей.
Основные виды деятельности.
Выразительное чтение стихов и прозы о любви. Инсценирование фрагментов рассказов. Участие в коллективном
диалоге. Аргументирование своей позиции. Составление плана ответа на проблемный вопрос. Устный или письменный ответ на проблемный вопрос
(с использованием цитирования).
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
Нравственный смысл историй о любви в рассказах русских писателей
Урок проводится в игровой форме.
Учащиеся объединяются в группы по 4—6 человек и участвуют в нескольких учебных играх.
Работу групп и отдельных учащихся оценивает группа экспертов (ими могут быть учителя-словесники, работающие в других классах, старшеклассники,
студенты-практиканты, работники школьной и районной библиотек и др.). Во время игры ведётся протокол,
в котором отмечаются результаты работы каждой группы.
Учебная игра 1
Эстафета выразительного чтения стихов И. А. Бунина о любви.
Конкурс мелодекламаторов (до 4 баллов).
Группа 1.
Стихотворения «Снова сон, пленительный и сладкий…», «Мы рядом шли, но на меня…».
Группа 2.
Стихотворения «Беру твою руку и долго смотрю на неё…», «Мы встретились случайно, на углу…».
Группа 3.
Стихотворения «Счастлив я, когда ты голубые…», «В столетнем мраке чёрной ели…».
Группа 4.
Стихотворения «Осыпаются астры в садах…», «Песня» («Зацвела на воле…»).
Группа 5.
Стихотворения «Тихой ночью поздний месяц вышел…», «Одиночество».
Дополнительный вопрос (до 2 баллов):
— Каким эпизодам, героям, настроениям рассказов созвучны эти стихи?
Слово экспертов. Подведение итогов игры 1.
Учебная игра 2
Инсценирование фрагментов рассказов о любви (до 6 баллов).
Группа 1.
А. П. Чехов. «О любви» (автор, Алёхин, Анна Алексеевна). Сцена в театре.
Группа 2.
И. А. Бунин. «Кавказ» (автор, герой, героиня). Свидание героя и героини на Арбате в Москве.
Группа 3.
И. А. Бунин. «Солнечный удар» (автор, герой, героиня). См. практикум «Читаем, думаем, спорим…». Встреча героя
и героини на пароходе и свидание в гостинице.
Группа 4.
А. И. Куприн. «Куст сирени» (автор, Алмазов, Верочка). Рассказ Алмазова об экзамене и сборы драгоценностей для поездки в ломбард.
Группа 5.
А. И. Куприн. «На разъезде» (автор, Шахов, Любовь Ивановна). См. практикум «Читаем, думаем, спорим…». Последнее объяснение Любови Ивановны и Шахова.
Слово экспертов. Подведение итогов игры 2.
Учебная игра 3
Диспут на уроке проводится с использованием технологии «Дебаты» (до 5 баллов каждому игроку).
ДЕБАТЫ — чётко структурированный публичный обмен мыслями между двумя сторонами, разновидность публичной дискуссии.
Цель: убеждение в своей правоте третьей стороны (группы экспертов), а не друг друга.
Вербальные и невербальные средства участников дебатов направлены на создание у слушателей позитивного впечатления от собственной позиции.
ДЕБАТЫ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ — интеллектуальное соревнование, развивающее умение активно отстаивать свои взгляды.
Требует подготовки участников и ведущего. Последовательность действий: подготовка к игре, игра, анализ игры.
Правила организации дискуссии в форме дебатов:
— играют две команды (1-я утверждает тезис, а 2-я его отрицает);
— команды состоят из двух или трёх игроков (спикеров, которые словесно отстаивают свою позицию);
— команды должны убедить нейтральную третью сторону (зрителей, судей), что их аргументы лучше (убедительнее), чем у их оппонента;
— подготовка к игре начинается с определения её темы (тезиса), которая формулируется в виде утверждения.
Форма дебатов:
У1 — 1-й спикер команды утверждения. (Члены команды У2 и У3.)
О1 — 1-й спикер команды отрицания. (Члены команды О2 и О3.)
Правила дебатов:
— каждый спикер выполняет свои функции, роли первых спикеров различны, а роли вторых и третьих совпадают;
— «тайм-кипер» (буквально «держатель времени»; хронометрист R — игрок, следящий за временем и за соблюдением правил игры)
карточкой предупреждает команды и судей за 2, 1 и 0,5 минуты об окончании времени выступления;
— в конце игры судьи оценивают выступления команд и объявляют победителя.
Роли спикеров:
Спикер У1:
— представление команды;
— объявление темы, её актуальности и ключевых понятий;
— выдвижение критерия (ценности и цели команды);
— представление кейса утверждающей стороны (кейс — от английского слова case) — слово многозначное, одно из его значений — доводы, доказательства,
поэтому представление кейса — это представление доказательств и аргументов утверждения тезиса);
— заключение (таким образом... готов ответить на вопросы...).
Спикер О1:
— представление команды;
— формулировка тезиса отрицания;
— принятие определений ключевых понятий;
— атака или принятие критерия оппонентов;
— опровержение позиции утверждения;
— представление кейса отрицающей стороны (доказательства и аргументы отрицания тезиса).
РЕГЛАМЕНТ ДЕБАТОВ |
Действие |
Время |
Выступление У1 |
3 минуты |
Вопросы О3 к У1 |
1 минута |
Выступление О1 |
3 минуты |
Вопросы У3 к О1 |
1 минута |
Выступление У2 |
2 минуты |
Вопросы О1 к У2 |
1 минута |
Выступление О2 |
2 минуты |
Вопросы У1 к О2 |
1 минута |
Выступление У3 |
2 минуты |
Выступление О3 |
2 минуты |
Раунд 1. Группы 1 и 2:
Группа 1 (3 человека). «О любви».
Подготовка и произнесение защитной речи в адрес Алёхина.
Тезис: Алёхин — глубоко порядочный и любящий человек, который бережёт семью Лугановичей.
Группа 2 (3 человека). «О любви».
Подготовка и произнесение обвинительной речи в адрес Алёхина.
Антитезис: Алёхин — робкий и нерешительный человек, который не борется за свою любовь и разрушает чужую семью.
Раунд 2. Группы 3 и 4:
Группа 3 (3 человека). «Кавказ».
Подготовка и произнесение защитной речи в адрес героя (или мужа-офицера).
Тезис: герой рассказа — уверенный и сильный человек, который любит героиню.
Группа 4 (3 человека). «Кавказ».
Подготовка и произнесение обвинительной речи в адрес героя (или мужа-офицера).
Антитезис: герой рассказа — неуверенный и слабый человек, который не готов к серьёзным отношениям с героиней.
Раунд 3. Группы 5 и 6 (по 3 человека из числа «добровольцев» или болельщиков):
Группа 5 (3 человека). «Куст сирени».
Подготовка и произнесение защитной речи в адрес Алмазова.
Тезис: Алмазов горячо любит свою жену, благодарен ей за всё и может сделать Верочку счастливой.
Группа 6 (3 человека). «Куст сирени».
Подготовка и произнесение обвинительной речи в адрес Алмазова.
Антитезис: Алмазов не любит свою жену и не может сделать её счастливой, а только использует её энергию для своей служебной карьеры.
После завершения дебатов:
— происходит рефлексивный разбор деятельности всех участников;
— анализируются подготовка команд к дебатам, их способы выдвижения аргументов, ответы на вопросы оппонентов и другие элементы деятельности.
Учебная игра 4
Синквейн на тему «Любовь» (до 5 баллов команде).
Каждая группа придумывает свой синквейн.
Слово СИНКВЕЙН (от английского слова cinquain) происходит от французского слова пять, что означает почти дословно «стихотворение из пяти строк».
СИНКВЕЙН — это часть образовательной технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо», представляющая собой способ
синтеза материала в пяти строках:
1-я строка. Тема (одно имя существительное);
2-я строка. Описание темы (2 слова, прилагательные);
3-я строка. Описание действия (3 слова, глаголы);
4-я строка. Фраза (4 слова, отношение автора к теме);
5-я строка. Обобщение (одно слово — синоним к первому, повторяющее суть темы).
|
Примеры синквейна на тему «Любовь»:
1. Любовь.
Нежная, страстная.
Возвышает, окрыляет, даёт силу.
Не пропусти свою любовь.
Счастье.
2. Любовь.
Тайная, горькая.
Ранит, убивает, опустошает.
Найди в себе силы пережить и это.
Страдание.
|
Показ и рецензирование учебного проекта — электронной презентации «Лики любви в рассказах А. П. Чехова, И. А. Бунина,
А. И. Куприна».
И т о г о в ы й в о п р о с:
В чём нравственный смысл историй о любви в рассказах русских писателей?
Домашнее задание
Написать контрольное сочинение — ответ на итоговый вопрос урока.
Прочитать стихотворения и прослушать песни из раздела учебника «Песни о любви на стихи поэтов XX века» (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…»).
Устно ответить на вопрос: «В чём различие в восприятии любви в рассказах Чехова, Бунина,
Куприна и в стихах о любви XX века, ставших песнями?»
Индивидуальные задания.
Подготовить сообщение об отношении А. А. Блока к России и истории создания цикла «На поле Куликовом» с использованием справочной литературы, ресурсов
Интернета и материалов практикума «Читаем, думаем, спорим…».
Подготовить выразительное чтение стихотворений из цикла «На поле Куликовом».
Подготовиться к промежуточному отчёту по подготовке рефератов и докладов о русской литературе с последующим рецензированием и
обсуждением наиболее интересных работ в классе (контроль за выполнением годового перспективного задания).
Следующие уроки: А. А. Блок. «На поле Куликовом» >>>
|
|
1. Источник: Беляева Н. В.
Уроки литературы в 8 классе. — М.: Просвещение, 2017. — 256 с. (вернуться)
«Снова сон, пленительный и сладкий…»
И. А. Бунин (1870—1953)
* * *
Снова сон, пленительный и сладкий,[2]
Снится мне и радостью пьянит, —
Милый взор зовёт меня украдкой,
Ласковой улыбкою манит.
Знаю я, — опять меня обманет
Этот сон при первом блеске дня,
Но пока печальный день настанет,
Улыбнись мне — обмани меня!
1898
Источник: Бунин И.А. Стихотворения: В 2 т. — СПб.: Изд-во Пушкинского дома, Вита Нова, 2014. Т. 1. С. 181 (вернуться к уроку)
«Мы рядом шли, но на меня…»
И. А. Бунин (1870—1953)
* * *
Мы рядом шли, но на меня
Уже взглянуть ты не решалась,
И в ветре мартовского дня
Пустая наша речь терялась.
Белели стужей облака
Сквозь сад, где падали капели,
Бледна была твоя щека
И, как цветы, глаза синели.
Уже полураскрытых уст
Я избегал касаться взглядом,
И был еще блаженно пуст
Тот дивный мир, где шли мы рядом.
28 сентября 1917
Источник: И.А.Бунин. Стихотворения и переводы. — М.: Современник, 1985. (вернуться к уроку)
«Беру твою руку и долго смотрю на нее…»
И. А. Бунин (1870—1953)
* * *
Беру твою руку и долго смотрю на нее,
Ты в сладкой истоме глаза поднимаешь несмело:
Вот в этой руке — все твое бытие,
Я всю тебя чувствую — душу и тело.
Что надо еще? Возможно ль блаженнее быть?
Но Ангел мятежный, весь буря и пламя,
Летящий над миром, чтоб смертною страстью губить,
Уж мчится над нами!
1898
Источник: И. А. Бунин. Собрание сочинений в 9 т. Том 1. М.: Художественная литература, 1965. (вернуться к уроку)
«Мы встретились случайно, на углу…»
И. А. Бунин (1870—1953)
* * *
Мы встретились случайно, на углу.[3]
Я быстро шел — и вдруг как свет зарницы
Вечернюю прорезал полумглу
Сквозь черные лучистые ресницы.
На ней был креп, — прозрачный легкий газ
Весенний ветер взвеял на мгновенье,
Но на лице и в ярком блеске глаз
Я уловил былое оживленье.
И ласково кивнула мне она,
Слегка лицо от ветра наклонила
И скрылась за углом… Была весна…
Она меня простила — и забыла.
1905
Источник: Бунин И. А. Полное собрание сочинений в 13 томах. — М.: Воскресенье, 2006. — Т. 1. Стихотворения (1888—1911); Рассказы (1892—1901). — С. 139. (вернуться к уроку)
2. Снова сон, пленительный и сладкий... — дата создания: 1898, опубл.: Южное обозрение. 1898. № 525,
12 июля. (вернуться)
3. Мы встретились случайно, на углу... — дата создания: 1905. Впервые опубликовано под названием
«Новая весна» в 1906 году в сборнике «Стихотворения 1903—1906» (СПб., 1906). (вернуться)
|
|
|
|
|
|
|