УРОК 18
И. А. КРЫЛОВ. «ВОЛК НА ПСАРНЕ»
Основное содержание урока
Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года. Патриотическая позиция автора.
Своеобразие языка басен Крылова. Понятие об эзоповом языке. Басня в актёрском исполнении. Развитие понятия об аллегории и морали.
Основные виды деятельности учащихся.
Восприятие и выразительное чтение басни (в том числе по ролям и наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Комментирование
исторического содержания басни. Устные или письменные ответы на вопросы (в том числе с использованием
цитирования). Участие в коллективном диалоге. Составление характеристик героев басни. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Прослушивание
и рецензирование актёрского чтения басни. Чтение статьи учебника «Обогащаем свою речь» и выполнение содержащихся в ней заданий. Работа со словарём
литературоведческих терминов (басня, аллегория, мораль).
Самостоятельная работа. Подготовка к выразительному чтению басни наизусть. Письменное сообщение «Крылатые выражения в басне „Волк
на псарне“ и их иносказательный характер». Сочинение собственной басни. Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом.
Практическая работа. Составление таблицы «Жанровые особенности басен». Выявление особенностей басенного жанра (поучительный характер
басен, герои, композиция, особенности языка и стиха).
Проект. Составление под руководством учителя электронного альбома «Герои басен И. А. Крылова в иллюстрациях».
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Аллегорическое отражение исторических событий в баснях.
«Волк на псарне» как басня о войне 1812 года.
Патриотическая позиция автора
Сообщение учителя о баснях Крылова, в которых отразились события войны 1812 года. (Cм. страницу "Басни Крылова о войне 1812 года")
Выразительное чтение учителем басни «Волк на псарне» (см. текст ниже):
Комментирование исторического содержания басни «Волк на псарне».
Комментирование непонятных слов и выражений (дубьё, расчесться, сват, кум, лад, не делать мировой).
Аналитическая беседа:
Что стало причиной столкновения Ловчего и Волка в басне? Какова была причина конфликта в аллегорически изображённых
исторических событиях?
Каким изображён в басне Волк (внешность, речь)? Подтвердите своё мнение цитатами.
Каким изображён Ловчий? Составьте его цитатную характеристику.
Ответьте на вопросы и выполните задания из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (к басне «Волк на псарне»).
II. Басня в актёрском исполнении
Прослушивание звукозаписи чтения басни.
Рецензирование актёрского чтения.
Ответы на вопросы и выполнение заданий из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение»
(к басне «Волк на псарне»).
III. Своеобразие языка басен Крылова. Понятие об эзоповом
языке. Развитие понятия об аллегории и морали
Чтение статьи учебника «Обогащаем свою речь» и выполнение содержащихся в ней заданий (см. статью ниже):
Работа со словарём литературоведческих терминов: чтение и комментирование статей к понятиям аллегория, мораль, эзопов язык.
Какими способами может выражаться в баснях позиция автора?
Перечислите и прокомментируйте особенности басенного жанра
(конфликт, герои, композиция, особенности языка и стиха).
Составление таблицы «Жанровые особенности басен»:
ТАБЛИЦА
Жанровые особенности басен |
Название басни |
Конфликт |
Герои |
Композиция (где находится мораль) |
Особенности языка и стиха |
«Свинья под Дубом» |
|
|
|
|
«Ворона и Лисица» |
|
|
|
|
«Волк на псарне» |
|
|
|
|
Домашнее задание
Выучить наизусть басню «Волк на псарне» и подготовиться к её выразительному чтению.
Написать краткое сообщение «Крылатые выражения в басне „Волк на псарне“ и их иносказательный характер».
Индивидуальные задания.
Выполнить задания раздела учебника «Литература и изобразительное искусство» (к басне «Волк на псарне»).
Выполнить задания 3—4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (после басни «Ворона и Лисица»).
Сочинить собственную басню.
Групповое задание.
Подготовить коллективный проект (по финальному заданию раздела о баснях) или электронный альбом «Герои басен Крылова в иллюстрациях».
УРОК 19
И. А. КРЫЛОВ. БАСНИ.
УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Основное содержание урока
Обобщение изученного о баснях. Конкурс инсценированной басни «Мои любимые басни Крылова». Литературная викторина.
Основное содержание урока
Устные рассказы о баснописцах. Выразительное чтение басен, их устный анализ, комментирование морали,
определение аллегорического смысла басни (по группам). Рецензирование выступлений и презентаций. Сообщения учащихся о жанровых особенностях
басен (с использованием материалов таблицы предыдущего урока). Обсуждение иллюстраций из практикума «Читаем, думаем, спорим...». Устное словесное
рисование иллюстраций к басням. Создание собственных иллюстраций и их защита. Прослушивание и рецензирование актерского чтения басни «Зеркало
и Обезьяна» (см. фонохрестоматию). Выразительное чтение басен собственного сочинения. Защита проекта электронного альбома «Герои басен Крылова в
иллюстрациях». Представление инсценировок по басням Крылова и рецензирование выступлений. Обсуждение иллюстраций художника Е. Рачёва. Ответы
на вопросы викторины по басням из практикума «Читаем, думаем, спорим...».
Игровые виды деятельности: конкурсы, викторины и т. п.
Самостоятельная работа. Написание сатирической заметки (см. фонохрестоматию).
Практическая работа. Презентация и защита собственных иллюстраций к басням И. А. Крылова. Составление вопросов для викторины (по
группам). Конкурс инсценированной басни.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Обобщение изученного о баснях
Рассказы пятиклассников о баснописцах (возможен показ презентаций, сделанных с помощью учителя и родителей).
Рецензирование выступлений и презентаций.
II. Проверка выполнения задания 3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (после басни «Ворона и Лисица»).
Выполнение задания можно представить в группах (состав групп определяется по той басне, которую дома самостоятельно читали и анализировали пятиклассники):
выразительное чтение басни,
её устный анализ,
комментирование морали,
определение аллегорического смысла басни.
Г р у п п а 1. «Квартет».
Г р у п п а 2. «Лебедь, Щука и Рак».
Г р у п п а 3. «Две бочки» и др.
Рецензирование выступлений одноклассниками-«критиками».
III. Сообщения учащихся о жанровых особенностях басен (с использованием материалов таблицы, которую составляли на предыдущем уроке).
IV. Обсуждение иллюстраций к басням Крылова, помещённых в практикум «Читаем, думаем, спорим...».
Устное словесное рисование иллюстраций к басням.
Защита собственных рисунков к басням (обоснование выбора басни, своего видения изображённого фрагмента, композиции и цветового решения рисунка и т. п.).
Возможно оформление в классе вернисажа из иллюстраций учащихся к басням и проведение экскурсии по вернисажу.
V. Выполнение заданий 1—2 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение»
(к басне «Зеркало и Обезьяна»).
Рецензирование актёрского чтения.
Выразительное чтение басен собственного сочинения.
VI. Защита проекта электронного альбома «Герои басен И. А. Крылова в иллюстрациях».
Конкурс инсценированной басни «Мои любимые басни Крылова»
Представление в классе инсценировок, подготовленных по басням Крылова.
Рецензирование выступлений пятиклассников.
VII. Литературная викторина
Обсуждение иллюстраций художника Е. Рачёва к басням Крылова и ответы на вопросы из раздела учебника
«Литература и изобразительное искусство».
Ответы на вопросы викторины по басням Крылова из практикума «Читаем, думаем, спорим...».
Предъявление составленных пятиклассниками вопросов для викторины по басням Крылова.
Домашнее задание
Выполнить задание 3 (написание сатирической заметки) из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение»
(к басне «Зеркало и Обезьяна»).
Подготовиться выразительно читать сказку «Спящая царевна».
Индивидуальные задания.
Выполнить задание из раздела учебника «Литература и изобразительное искусство» (после сказки
В. А. Жуковского «Спящая царевна»).
Принести на урок 3—4 иллюстрации к сказке «Спящая царевна» в электронном или бумажном варианте.
Подготовить краткий устный отзыв об иллюстрациях.
Прочитать «Сказку о царе Берендее» В. А. Жуковского и подумать, чем она напоминает «Сказку о царе Салтане...» А. С. Пушкина.
Следующие уроки: Урок 20. В. А. Жуковский. "Спящая царевна" >>>
ИВАН АНДРЕЕВИЧ
КРЫЛОВ
(1769 – 1844)
Ни один из поэтов не умел сделать свою мысль такой ощутительной и выражаться так доступно всем, как Крылов. Поэт и мудрец слились в нём воедино.
Н. В. Гоголь
Иван Андреевич Крылов родился в Москве. Отец его выслужил дворянство. Сановных покровителей у него не было, и он долгое время находился в самых незначительных
чинах. Семья Крыловых жила бедно. У них не было ни имений, ни крестьян, ни даже постоянного места жительства.
Воспитанием сына занималась мать. И. А. Крылов сохранил её образ на всю жизнь и отзывался о ней не только по-сыновнему почтительно, но и с особой нежностью.
Впоследствии он поместил в журнале «Приятное и полезное препровождение времени» перевод с итальянского «Менос, или Пример сыновней любви к матерям»,
подписанный «Нави Волырк» (перевёрнутое «Иван Крылов»). Первоначальные навыки чтения и письма привил Крылову отец. Мать приохотила его к чтению и внимательно
следила за его развитием.
Крылов любил бродить по городу, посещал народные сборища, торговые площади. Дар наблюдательной сосредоточенности проявился у него с детства.
Учение давалось ему легко. Мальчик был исключительно музыкален, трудные математические задачи решал охотно и умело. Пушкин свидетельствовал позднее, что
«Крылов знает главные европейские языки и, сверх того, он... пятидесяти лет выучился древнему греческому». Чуткость к языкам обнаружилась у него с детства.
Появились знакомые, которые давали ему книги. Очевидно, читательская любознательность Крылова превосходила домашние возможности, и он нашёл средства
удовлетворять её на стороне. Домашние условия были трудны, и восьмилетнему Крылову пришлось работать переписчиком бумаг в губернских канцеляриях в Твери.
Страсть к чтению стала причиной конфликтов с начальником, который журил его за пустяк, заставая за книгой, иногда бивал по голове и по плечам. Однако
впереди были ещё более тяжкие испытания: в 1778 году умер отец, семья осталась без всяких средств к существованию. Вдова с детьми впала в крайнюю нужду.
Будущему баснописцу пришлось идти в услужение, а платой за работу была учёба.
Крылов полностью отдаётся самовоспитанию и самообразованию. Он читает много, но продолжать учёбу становится всё труднее. Мать и тут помогает ему, составляет
план образования своего сына. Постепенно Крылов становится начитанным человеком, одновременно выработав в себе ценные качества — самостоятельность, практичность.
Крылов вступает в самостоятельную жизнь. Первым произведением его была басня, переведённая из Лафонтена.
За время своей жизни Крылов был журналистом, издателем, автором прозаических и драматических произведений, однако в большей степени стал известен как баснописец.
Крылову первому из писателей в 1838 году был устроен юбилей, где юбиляр был награждён звездой ордена Святого Станислава. Интересна и такая подробность: на
этом обеде перед каждым гостем лежал реестр (меню) с обозначением блюд в духе праздника («Демьянова уха», «Крыловская кулебяка»). Баснописца прославляли,
за его здравие провозглашал тост министр просвещения С. С. Уваров. Незадолго перед смертью вышло последнее прижизненное издание его басен. О смерти
И. А. Крылова поэт П. Вяземский писал: «Россия радовалась и гордилась им и будет радоваться и гордиться им, доколе будет процветать наш народный язык
и драгоценно будет русскому народу русское слово».
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.:
Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
1. Что помогло И. А. Крылову стать начитанным, образованным человеком?
2. Подготовьте рассказ о писателе, подчеркнув роль самообразования, самовоспитания и самостоятельного чтения.
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.:
Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)
СВИНЬЯ ПОД ДУБОМ
И. А. Крылов
Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.
«Ведь это дереву вредит, —
Ей с Дубу Ворон говорит, —
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может». —
«Пусть сохнет, — говорит Свинья, —
Ничуть меня то не тревожит;
В нём проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,
Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею». —
«Неблагодарная! — примолвил Дуб ей тут, —
Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти жёлуди на мне растут».
—————
Невежда так же в ослепленье
Бранит науки, и ученье,
И все учёные труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.:
Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ
«Свинья под Дубом»
1. Передал ли актёр авторское отношение к персонажам, действующим лицам басни? Какими исполнительскими средствами?
2. Подготовьте чтение басни по ролям, постарайтесь выразить свое отношение к Ворону, Свинье, Дубу. Найдите интонации, с которыми лучше прочитать начало басни.
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.:
Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ
«Свинья под Дубом»
1. Что в басне аллегорического, иносказательного, а что могло бы произойти в жизни?
2. Какой описывает Крылов Свинью?
3. В каких строчках заключена мораль басни? Приведите различные случаи, ситуации, когда можно использовать мораль этой басни.
4. Литературоведы считают, что в басне противопоставляется истинное просвещение, с одной стороны, и невежество — с другой. Согласны ли вы с этой точкой
зрения? Какие строчки говорят об истинном просвещении, какие — о невежестве?
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.:
Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)
ЛИТЕРАТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
«Свинья под Дубом»
1. Назовите художников, чьи иллюстрации к этой басне известны вам. Какая из иллюстраций вам понравилась больше? Почему?
2. Нарисуйте иллюстрации к этой басне или расскажите, как бы вы изобразили ситуацию, о которой рассказал Крылов.
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.:
Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)
ВОРОНА И ЛИСИЦА
И. А. Крылов
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил,
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
"Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица, –
При красоте такой и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!"
Вещуньина* с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло,
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал – с ним была плутовка такова. (См. подробнее о басне Басня И. А. Крылова «Ворона и Лисица»)
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.:
Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ
«Ворона и Лисица»
1. Кто главные герои басни? В каких строчках заключена мораль басни? В чём смысл морали?
2. Какая ситуация подтверждает эту мораль? Как относится автор к Вороне и Лисице? Как он называет Лисицу? Какие хитрости пускает в ход Лисица, чтобы
отобрать у Вороны сыр? Как передаёт баснописец состояние Вороны, услышавшей слова лести? Кого осуждает Крылов? Кого высмеивает? Могло ли что-то
подобное произойти с людьми? Были ли у вас похожие ситуации?
3. Прочитайте самостоятельно басни «Квартет», «Лебедь, Щука и Рак», «Две бочки». Подготовьте анализ одной из них, определите мораль, аллегорический
смысл басен, подготовьте вопросы для викторины, например:
а) Из какой басни взяты слова?
А ларчик просто открывался...
б) Из каких басен извлечена мораль?
— Невежи судят точно так:
В чём толку не поймут, то всё у них пустяк.
— Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт...
4. Подготовьте инсценированное чтение одной из басен Крылова.
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.:
Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)
ВОЛК НА ПСАРНЕ
И. А. Крылов[2]
У каждой басни Крылова своя история Басня «Волк на псарне» — отклик на события войны 1812 года, когда Наполеон вошёл в оставленную русским полководцем
Кутузовым Москву и понял, что русская армия не побеждена, а набирает силы. Эти события и запечатлел в своей басне великий русский баснописец.
Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь псарный двор –
Почуя серого так близко забияку,
Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку;
Псари кричат: "Ахти, ребята, вор!"–
И вмиг ворота на запор;
В минуту псарня стала адом.
Бегут: иной с дубьем,
Иной с ружьем.
"Огня! – кричат, – огня!" Пришли с огнем.
Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом.
Зубами щелкая и ощетиня шерсть,
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;
Но, видя то, что тут не перед стадом
И что приходит, наконец,
Ему расчесться за овец, –
Пустился мой хитрец
В переговоры
И начал так: "Друзья! к чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум,
Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры;
Забудем прошлое, уставим общий лад!
А я, не только впредь не трону здешних стад,
Но сам за них с другими грызться рад
И волчьей клятвой утверждаю,
Что я…" – "Послушай-ка, сосед, –
Тут ловчий[3] перервал в ответ, –
Ты сер, а я, приятель, сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой".
И тут же выпустил на Волка гончих стаю.
октябрь 1812
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.:
Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ
«Волк на псарне»
1. Рассмотрим эту басню подробнее: как перекликаются строчки басни И. А. Крылова с реальными событиями войны 1812 года
— «Волк ночью, думая залезть в овчарню,
/ Попал на псарню...», «В минуту псарня стала адом...», «Огня! — кричат, — огня!», «И что приходит, наконец, / Ему расчесться за овец...»,
«И начал так: „Друзья! К чему весь этот шум? / Я, ваш старинный сват и кум...“», «Тут Ловчий перервал в ответ, — „Ты сер, а я, приятель, сед..."»,
«И тут же выпустил на Волка гончих стаю»?
2. Что вы могли бы сказать о характерах Ловчего, Волка?
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.:
Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ
«Волк на псарне»
1. Какими средствами звукозаписи передаётся переполох, возникший на псарне, когда туда внезапно забрался Волк?
2. Как актёр воспроизводит льстивую речь хищника? Каково отношение автора и актёра к Волку?
3. Как меняется характер речи актёра, когда он начинает речь Ловчего? Как вы его представляете? Опишите устно внешность, характер Ловчего.
4. Подготовьте выразительное чтение басни по ролям, передав отношение к Волку и Ловчему.
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.:
Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)
ЛИТЕРАТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
«Волк на псарне»
Какие иллюстрации к этой басне вам известны? Расскажите о них. Попробуйте нарисовать свои иллюстрации к басне «Волк на псарне».
Рассмотрите иллюстрации Е. Рачёва. Прочитайте отрывки из басен. Назовите эти басни. Какие иллюстрации наиболее полно и ярко раскрывают характеры героев
И. А. Крылова? Вспомните эти басни. В чём заключается мораль каждой из них?
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.:
Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ
«Зеркало и Обезьяна»
1. Актриса живо и выразительно воспроизвела речь персонажей басни. Расскажите, какими вы представили Обезьяну и Медведя.
2. Подготовьте выразительное чтение басни по ролям.
3. Встречались ли вам в жизни персонажи, подобные мартышке? Попробуйте написать сатирическую заметку в стенгазету под названием «Чем кумушек
считать трудиться...».
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.:
Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)
ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ
В книге «Басни Ивана Крылова» читаем: «Во что бы ни рядился хищник, он остаётся хищником. Вот это народное восприятие Наполеона Крылов передал своей басней.
Поэтому когда Ловчий говорит: „Ты сер, а я, приятель, сед", — то здесь содержится не только намёк на седину Кутузова, но и на народный опыт борьбы с
захватчиками».
Так ли вы объяснили эти строки?
Постарайтесь продолжить рассуждение, подумайте над словами, словосочетаниями, рассмотрите иллюстрацию.
Объясните слова и выражения, подберите к ним синонимы, подумайте, какой дополнительный смысл появляется у этих слов в басне: попал на псарню,
поднялся... двор, почуя серого, псы залились в хлевах, вмиг ворота на запор, ощетиня шерсть, глазами, кажется, хотел бы всех он съесть, расчесться за овец,
пустился в переговоры, уставим общий лад, с другими грызться рад, не делать мировой, выпустил на Волка гончих стаю.
Какие выражения из текста басни могли бы применяться и в других обстоятельствах в виде крылатых выражений, пословиц?
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.:
Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)
ПРОЕКТ
Организуйте урок-конкурс, в котором несколько человек готовят рассказы о баснописцах; несколько учеников показывают инсценировки басен; «критики» оценивают
работу и тех и других, подводят итог изучения темы «Русские басни».
|