Урок 46. В. В. Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство В. В. Маяковского
Урок 47. Поэма В. В. Маяковского «Облако в штанах»
Урок 48. В. В. Маяковский и революция
Урок 49. Настоящее и будущее в пьесе В. В. Маяковского «Клоп»
Урок 48.
В. В. Маяковский и революция
Цель урока: показать творчество Маяковского советского периода как отражение революции.
Оборудование урока: иллюстрации к «Окнам сатиры» и рисунки Маяковского.
Методические приемы: лекция с элементами беседы; анализ стихотворений.
Ход урока.
I. Слово учителя
Маяковский своим даром выразил пафос эпохи, сутью которой явились мировая и гражданская войны. Его революционность — уловленный его талантом дух нового времени,
сменившего эпоху Чехова. Атмосфера зыбкости, неустойчивости, нервности, беспокойства сменилась атмосферой ненависти в эпоху всеобщей конфронтации, идейной и классовой
непримиримости.
Открыл это основное чувство эпохи Блок, уже в «Двенадцати» писавший о ненависти ко всему, что «не наше», затем Есенин
в «Анне Снегиной» показал, каких людей революция отвергла и выбросила, а каких вынесла на поверхность. В отличие от Блока, слышавшего в революции музыку
катастрофы, Маяковский уловил маршевую поступь времени.
II. Чтение и анализ стихотворений
1. Читаем «Левый марш», 1918.
— Найдите в стихотворении конкретные приметы революционной эпохи. Какова их роль в установлении контакта поэта и аудитории, которой адресован «Левый марш»?
2. Революцию он ждал, жаждал, предрекал, это была его стихия, ей он посвятил
свою «Оду» (1918). Читаем ее.
— Какое значение имеет антитеза в этом стихотворении?
Антитеза (противопоставление) пронизывает все произведение.
На антитезе построены оксюмороны (сочетание противоположностей), характеризующие революцию: «О, звериная! / О,
детская! / О, копеечная! / О, великая!». Антитеза передает противоречивость, «двуликость» революции, которая может обернуться и «стройной постройкой», и
«грудой развалин». Революция «шлет моряков / на тонущий крейсер, / туда, / где забытый / мяукал котенок», она же «прикладами
гонит седых адмиралов / вниз головой / с моста в Гельсингфорсе».
Последние строки раскрывают суть этих контрастов революции — отношение к ней обывателя и человека будущего, поэта: «Тебе
обывательское / — о, будь ты проклята трижды! — / и мое, / поэтово / о, четырежды славься, благословенная!»
Обыватель, то есть обычный человек, может слать свои проклятия революции — его дни сочтены. Есть, грубо говоря, два класса: «мы», сконцентрированные вокруг
партии большевиков (заметим, как лирическое «я» сменяется лирическим «мы»), и «они», все остальные — троцкисты,
деникинцы, попы, кулачье, вредители и т. п., которые должны быть сметены. Такова логика революции. Жестокость, по этой логике, лишь средство для достижения
великой цели: сделать нового счастливого человека в новом, преображенном революцией мире.
III. Задание
Найти в стихотворениях Маяковского художественное воплощение идей революции:
«Товарищу подростку», «Перекопский энтузиазм», «Владимир Ильич!» «Молодая гвардия», «Марш 25 тысяч», «Барабанная песня», «Урожайный марш» и т. д. (на выбор).
IV. Беседа
— Как в творчестве Маяковского утверждаются две основные темы: образ революции и образ нового человека (часто поэта)?
Часто эти темы тесно переплетаются. Поэт ощущает себя бойцом революции, считает обязанностью и честью служить ей: «Моя революция!» В стихотворении «Приказ по армии
искусства» он призывает: «На баррикады! — / баррикады сердец и душ», подгоняет своих товарищей-футуристов: «Довольно шагать, футуристы, / в будущее прыжок!» Поэт
считает, что новому искусству принадлежит в революции решающая роль: «Все совдепы не сдвинут армий, / если марш не дадут музыканты».
Революция, как кажется поэту, дала свободу действий, и действовать надо с размахом:
Довольно грошовых истин.
Из сердца старое вытри.
Улицы — наши кисти.
Площади — наши палитры.
Книгой времени
Тысячелистой
Революции дни не воспеты.
На улицы, футуристы,
Барабанщики и поэты!
— Как по-вашему, произошли ли после революции перемены во взглядах Маяковского?
Находим переклички дооктябрьской лирики с лозунгами из поэмы «150 000 000», из стихотворений «Приказ по армии искусств» и других: «Партия — рука миллионопалая,
сжатая в один громящий кулак»; «Клячу истории загоним...»; «Время пулям / по стенке музеев тенькать» и т. д.
V. Слово учителя
Задача поэта, по Маяковскому, помочь средствами искусства общему делу борьбы за социализм. Для этого он пошел работать в РОСТА (Российское телеграфное агентство),
в «Окна сатиры», где за два года сделал около трех тысяч плакатов. Жанр плаката, конечно, не поэзия, но
надо делать то, что полезно революции, считал Маяковский. Этот критерий — полезно или вредно для революции — стал основным в его творчестве.
Рекомендация для учителя
Возможно прослушивание доклада-сообщения о работе Маяковского в РОСТА, демонстрация плакатов.
В работе над плакатами в «Окнах сатиры» Маяковский проявил свой сатирический талант.
Если в предреволюционные годы сатира поэта была направлена на «жирных», на «буржуев», то в
двадцатых годах мишенью сатиры стали враги революции. Этих врагов не надо искать далеко, они разлагают революцию изнутри.
VI. Чтение и анализ стихотворений
1. В стихотворении «О дряни» (1920—21) Маяковский наносит удар по мещанству (читаем стихотворение).
— От какой опасности предостерегает Маяковский?
Мещанин — замаскированный под советского работника враг, считает Маяковский. Поэт издевается над «мразью», сумевшей приспособиться, «оперенья переменив», к новым
условиям, свить себе «уютные кабинеты и спаленки». Мещанин опасен тем, что ловко втирается в государственный аппарат, порождая болезнь обюрокрачивания учреждений.
Страшна и атмосфера, которую несет в себе мещанство: ему так удобно «в тине».
— Какую роль играют детали в стихотворении?
Выразительно рисует Маяковский подробности быта: непременная алая рамочка для портрета Маркса; газета «Известия», служащая подстилкой котенку. Это фон для лоснящейся
самодовольством «мрази», советского чиновника, озабоченного лишь собственным благополучием, и его супруги, «товарища Нади», для которой эмблемы революции серп
и молот — лишь непременный узор на платье.
Такие люди только опошляют представления, связанные с революцией. Даже слово «Реввоенсовет» оказывается связано для «товарища Нади» с балом, на котором она собирается
«фигурять».
— Какие еще приемы сатирического изображения есть в стихотворении?
Слова сниженной лексики подчеркнуты своим положением на концах строк: «мурло / мещанина»; «зады»; «мразь»; «тихоокеанские галифища». Выразительная гипербола:
«намозолив от пятилетнего сидения залы, / крепкие, как умывальники». Мещанский символ — канарейка — оказывается страшнее Врангеля. В целом получается абсурдная
картина. Она настолько возмутительна, что портрет Маркса не выдерживает и «орет» караул. Эксцентрический вывод
стихотворения: «Скорее / головы канарейкам сверчите — / чтоб коммунизм / канарейками не был побит!»
2. Читаем и анализируем стихотворение «Прозаседавшиеся» (1922).
Подчеркиваем сатирическую направленность, развитие традиций Салтыкова-Щедрина, абсурдность бюрократической машины, имитирующей деятельность; основные приемы
сатиры — реализация метафоры, гротеск, фантастика.
VII. Чтение и анализ стихотворений,
приготовленных дома
VIII. Заключительное слово учителя
Через революцию Маяковский обретает родину, ранее для него как бы не существовавшую.
Гордость своей революционной эпохой превалирует в его произведениях. Восприняв революцию как первый акт преображения жизни, поэт ищет людей, способных продолжить
дело строительства новой жизни.
Воплощение мечты об идеальном человеке он увидел в Ленине. Ему посвящена поэма «Владимир Ильич Ленин» (1924): «Голосует сердце — я писать обязан по мандату долга».
Хотя в Ленине подчеркиваются черты «самого земного» человека, этот образ идеализирован, дан как образец, как пример.
К десятилетию Октября написана поэма «Хорошо!», в которой показано пробуждение сознания массы людей, а революция дана как исторически неизбежное и организованное
явление. В финале поэмы — настроения победительной эйфории: «И жизнь хороша, и жить хорошо!»; «Славьте, молот и стих, / землю молодости». Многие строки этой
поэмы стали афоризмами, лозунгами советской эпохи: «Отечество / славлю, / которое есть, / но трижды — / которое будет»; «И я, / как весну человечества, / рожденную
/ в трудах и в бою, / пою / мое отечество, / республику мою!»
Маяковскому, как мы увидели, был свойствен не только оптимистический, но и критический взгляд на настоящее и будущее. Это выразилось и в стихотворениях, и в
драматических произведениях поэта. Об одном из них поговорим на следующем уроке.
Домашнее задание
Читать пьесу Маяковского «Клоп».
Следующие уроки: Урок 49. Настоящее и будущее в пьесе В. В. Маяковского «Клоп» >>>
|