|
В 1920-х годах в России начала формироваться новая пролетарская культура, которой классово чуждые – пусть даже талантливые – поэты, писатели, драматурги были не нужны. В этой ситуации группа писателей и поэтов создала объединение "Лирический круг", дабы противостоять попыткам уничтожения старой культуры. Летом 1921 г. в журнале "Театральное обозрение" появилось сообщение о том, что в Москве образовалась новая литературная группа "Лирический круг", в которую вошли С.Парнок, Вл.Ходасевич, С.Соловьёв, К.Липскеров, С.Шервинский, А.Эфрос, Ю.Верховский, В.Лидин, Н.Бромлей, А.Глоба. Собираются примкнуть А.Ахматова и О.Мандельштам. Нельзя не заметить, что все участники относились к разным поэтическим течениям. Была разработана программа, намечены "цели и задачи", подведена теоретическая база, изложенная в программной статье А.Эфроса "Дух классики", выпущен манифест "Декларация "неоклассиков". В нём говорилось: "Дух классики овевает нас уже со всех сторон. Им дышат все, но не умеют его различить. <...> Искусство классики есть искусство революции, следовательно, наша борьба за классику есть борьба за поэзию революции, <...> за жизненность нашего искусства и за современность нашего мастерства." Единственным значимым мероприятием нового объединения, кроме общих собраний его членов и чтения новых стихов, был выход весной 1922 года альманаха "Лирический круг", где были, в частности, опубликованы (см. ниже) стихотворение А.Ахматовой "Я с тобой, мой ангел, не лукавил..." и два стихотворения О.Мандельштама: "Умывался ночью на дворе..." и "Когда Психея-жизнь спускается к теням..." "Лирический круг" был уничтожен ревнителями пролетарского "стихотворчества" в мгновение ока. Уже осенью С.Парнок пишет М.Волошину о жестокой политике партии по отношению к словотворчеству, о том, что скоро публикация стихов станет делом невозможным, и о конце благоприятной для поэзии поры: "...жизнь в Москве невероятно трудна, и не знаю, долго ли я ещё смогу так бороться за существование. Устала, и всё мне омерзело до последней степени..."(4 сентября 1922 г.) |
София Яковлевна Парнок |
|
Поэт, переводчица и литературный критик. Родилась в Таганроге. Впервые стихи Парнок были опубликованы в 1906 г. в альманахе “Проталинки”, затем в разных журналах появляются ее переводы, проза, детские сказки. С 1913 г. она становится постоянным сотрудником журнала “Северные записки”, где кроме стихов публикует критические статьи под псевдонимом “Андрей Полянин”. В октябре 1914 г. Парнок познакомилась с М. Цветаевой. Их дружба стала этапом в творчестве обеих, нашедшим свое отражение в их поэзии, и длилась до 1916 г. Тогда же вышел первый ее сборник ”Стихотворения”. Всего же Парнок выпустила пять стихотворных книг. Формально она была одним из учредителей поэтического объединения “Лирический круг” и кооперативного издательства “Узел”, но ни к одному из литературных направлений не принадлежала. Ее поэзию отличает мастерское владение словом, широкая эрудиция и абсолютный “поэтический слух”. |
|
|
|
Владислав Фелицианович Ходасевич |
|
Поэт, критик, мемуарист, переводчик. На раннем этапе творчества был близок к московским символистам. Родился в Москве в семье фотографа. С середины 1900-х годов Ходасевич телешовские «среды», Литературно-художественный кружок, вечера у Зайцевых, печатался в журналах и газетах, в том числе «Весах» и «Золотом руне». В 1908 году вышла первая книга стихов Ходасевича «Молодость». В 1914 году Ходасевич выпустил вторую книгу под названием «Счастливый домик». Летом 1921 г. примкнул к литературной группе “неоклассиков” “Лирический круг”. Приезжая в Москву, Ходасевич посещал вечера "Лирического круга", читал там свои стихи. В письме к А. И. Ходасевич от 26 января 1922 г. он писал: "Вчера вечером был у Лидина на собрании "Лирического круга"" (РГАЛИ. Ф. 537. Он. 1. Ед. хр. 49). Об этом выступлении, очевидно, упоминает О. Мандельштам в очерке "Литературная Москва": "Жажда поэтического дыхания через воспоминанья сказалась в том повышенном интересе, с которым Москва встретила приезд Ходасевича... Как от Таганки до Плющихи, раскинулась необъятно литературная Москва от "Мафа" до "Лирического круга". На одном конце как будто изобретенье, на другом – воспоминанье: Маяковский, Крученых, Асеев – с одной, с другой – при полном отсутствии домашних средств – должны были прибегнуть к петербургским гастролерам, чтобы наметить свою линию" (Россия. 1922. No 2. Сентябрь. С. 23). |
|
|
|
Константин Абрамович Липскеров |
|
Поэт, переводчик и драматург. Родился в Москве в семье газетного издателя. Учился живописи в мастерской К. Юона. Иллюстрировал книжные издания. Его стихи были впервые опубликованы в 1910 г. в журнале “Денди”. В 1914 г. Ликсперов совершил путешествие по Средней Азии. Это повлекло за собой увлечение молодого поэта Востоком, что и определило дальнейшее направление его творчества. В первый поэтический сборник Липскерова “Песок и розы”, увидевший свет в 1916 г., вошел цикл “Туркестанские[395] стихи”. Эта тема нашла свое развитие во втором, дополненном издании “Туркестанских стихов” (М., 1922), и двух других сборниках того же года – “Золотая ладонь” и “День шестой”, где, наряду с мусульманскими, присутствуют и библейские мотивы. Он автор драматической поэмы “Морская горошина” (1922) и ряда пьес, занимался переводами восточных поэтов. Липскеров был одним из основателей литературной группы “неоклассиков” “Лирический круг”. В разное время его считали и акмеистом, и символистом. Литературоведы до сих пор не решили, к какому течению его следует отнести, что, впрочем, не мешает ему быть по праву причисленым к блестящей плеяде поэтов Серебряного века. |
|
|
К.Липскеров. Фото |
АХМАТОВА А.А. МАНДЕЛЬШТАМ О.Э. *** |
1*Акростих – стихотворение, в котором начальные буквы каждой строки, читаемые сверху вниз, образуют какое-либо слово или фразу. В настоящем сонете-акростихе начальные буквы образуют посвящение "Конст. Липскеров". Липскеров Константин Абрамович (1889 - 1954) – поэт, переводчик и драматург, с которым Парнок связывала дружба и сотрудничество в 1920-е годы в альманахе "Лирический круг" и издательстве "Узел".