Кантемир Антиох Дмитриевич*

1708-1744
 
   
     САТИРА I

      НА ХУЛЯЩИХ УЧЕНИЯ
                К УМУ СВОЕМУ
 
Уме недозрелый, плод недолгой науки![1]
Покойся, не понуждай к перу мои руки:
Не писав летящи дни века проводити
Можно, и славу достать, хоть творцом не слыти[2].
Ведут к ней нетрудные в наш век[3] пути многи,
На которых смелые не запнутся ноги;
Всех неприятнее тот, что босы проклали
Девять сестр.[4] Многи на нем силу потеряли,
Не дошед; нужно на нем потеть и томиться,
И в тех трудах всяк тебя как мору чужится,
Смеется, гнушается. Кто над столом гнется,
Пяля на книгу глаза, больших не добьется
Палат, ни расцвеченна марморами саду;[5]
Овцу не прибавит он к отцовскому стаду.[6]

Правда, в нашем молодом монархе[7] надежда
Всходит музам[8] немала; со стыдом невежда
Бежит его. Аполлон[9] славы в нем защиту
Своей не слабу почул, чтяща свою свиту[10]
Видел его самого, и во всем обильно
Тщится множить жителей парнасских[11] он сильно.
Но та беда: многие в царе похваляют
За страх то, что в подданном дерзко осуждают.

«Расколы и ереси[12] науки суть дети;
Больше врет, кому далось больше разумети;
Приходит в безбожие[13], кто над книгой тает, —
Критон с четками в руках ворчит и вздыхает[14],
И просит, свята душа, с горькими слезами
Смотреть, сколь семя наук вредно между нами:

Дети наши, что пред тем, тихи и покорны,
Праотческим шли следом к божией проворны
Службе, с страхом слушая, что сами не знали,
Теперь, к церкви соблазну, библию честь стали*;
Толкуют, всему хотят знать повод, причину,
Мало веры подая священному чину;
Потеряли добрый нрав, забыли пить квасу,
Не прибьешь их палкою к соленому мясу;
Уже свечек не кладут, постных дней не знают;
Мирскую в церковных власть руках лишну чают,
Шепча, что тем, что мирской жизни уж отстали,
Поместья и вотчины весьма не пристали».


Силван другую вину наукам находит.[15]
«Учение, — говорит, — нам голод наводит;
Живали мы преж сего, не зная латыни,
Гораздо обильнее, чем мы живем ныне;
Гораздо в невежестве больше хлеба жали;[16]
Переняв чужой язык, свой хлеб потеряли.
Буде речь моя слаба, буде нет в ней чину,
Ни связи, — должно ль о том тужить дворянину?
Довод, порядок в словах[17] — подлых* то есть дело,
Знатным полно подтверждать иль отрицать смело.
С ума сошел, кто души силу и пределы[18]
Испытает; кто в поту томится дни целы,
Чтоб строй мира и вещей выведать премену
Иль причину[19], — глупо он лепит горох в стену.
Прирастет ли мне с того день к жизни, иль в ящик
Хотя грош? могу ль чрез то узнать, что приказчик,
Что дворецкий крадет в год? как прибавить воду
В мой пруд? как бочек число с винного заводу?
Не умнее, кто глаза, полон беспокойства,
Коптит, печась при огне, чтоб вызнать руд свойства,[20]
Ведь не теперь мы твердим, что буки, что веди*
Можно знать различие злата, сребра, меди.
Трав, болезней знание[21] — голы все то враки;
Глава ль болит — тому врач ищет в руке знаки;[22]
Всему в нас виновна кровь, буде ему веру
Дать хочешь. Слабеем ли — кровь тихо чрезмеру
Течет; если спешно — жар в теле; ответ смело
Дает, хотя внутрь никто видел живо тело.[23]
А пока в баснях таких время он проводит,

Лучший сок из нашего мешка в его входит.
К чему звезд течение числить[24], и ни к делу,
Ни кстати за одним ночь пятном[25] не слать целу,
За любопытством одним лишиться покою,
Ища, солнце ль движется, или мы с землею?[26]
В часовнике можно честь на всякий день года
Число месяца и час солнечного всхода.
Землю в четверти делить без Евклида смыслим,[27]
Сколько копеек в рубле — без алгебры счислим».[28]
Силван одно знание слично людям хвалит:
Что учит множить доход и расходы малит;
Трудиться в том, с чего вдруг карман не толстеет,
Гражданству вредным весьма безумством звать смеет.

Румяный, трожды рыгнув, Лука[29] подпевает:
«Наука содружество людей разрушает;
Люди мы к сообществу божия тварь стали[30],
Не в нашу пользу одну смысла дар прияли.
Что же пользы иному, когда я запруся
В чулан, для мертвых друзей[31] — живущих лишуся,
Когда все содружество, вся моя ватага
Будет чернило, перо, песок да бумага*?
В веселье, в пирах мы жизнь должны провождати:
И так она недолга — на что коротати,
Крушиться над книгою и повреждать очи?
Не лучше ли с кубком дни прогулять и ночи?
Вино — дар божественный[32], много в нем провору:
Дружит людей, подает повод к разговору,
Веселит, все тяжкие мысли отымает,
Скудость знает облегчать, слабых ободряет,
Жестоких мягчит сердца, угрюмость отводит,
Любовник легче вином в цель свою доходит.[33]
Когда по небу[34] сохой бразды водить станут,
А с поверхности земли звезды уж проглянут,
Когда будут течь к ключам своим быстры реки
И возвратятся назад минувшие веки,
Когда в поcт чернец одну есть станет вязигу*, —
Тогда, оставя стакан, примуся за книгу».

Медор[35] тужит, что чресчур бумаги исходит
На письмо, на печать книг, а ему приходит,
Что не в чем уж завертеть завитые кудри;[36]
Не сменит на Сенеку[37] он фунт доброй пудры;

Пред Егором двух денег Виргилий[38] не стоит;
Рексу[39] — не Цицерону похвала достоит.
Вот часть речей, что на всяк день звенят мне в уши;
Вот для чего я, уме, немее быть клуши*
Советую. Когда нет пользы, ободряет
К трудам хвала[40], — без того сердце унывает.
Сколько ж больше вместо хвал да хулы терпети!
Трудней то, неж пьянице вина не имети,
Нежли не славить попу святую неделю,
Нежли купцу[41] пиво пить не в три пуда хмелю.
Знаю, что можешь, уме, смело мне представить,
Что трудно злонравному добродетель славить,
Что щеголь, скупец, ханжа и таким подобны
Науку должны хулить, — да речи их злобны
Умным людям не устав, плюнуть на них можно;
Изряден, хвален твой суд[42]; так бы то быть должно,
Да в наш век злобных слова умными владеют.
А к тому ж не только тех науки имеют
Недрузей, которых я, краткости радея,
Исчел иль, правду сказать, мог исчесть смелея.
Полно ль того? Райских врат ключари святые,[43]
И им же Фемис вески вверила златые,[44]
Мало любят, чуть не все, истинну украсу.[45]

Епископом хочешь быть — уберися в рясу*,
Сверх той тело с гордостью риза полосата[46]
Пусть прикроет; повесь цепь на шею от злата,[47]
Клобуком покрой главу, брюхо — бородою,[48]
Клюку пышно повели — везти пред тобою;[49]
В карете раздувшися, когда сердце с гневу
Трещит, всех благословлять нудь праву и леву.[50]
Должен архипастырем всяк тя в сих познати
Знаках, благоговейно отцом называти.
Что в науке? что с нее пользы церкви будет?
Иной, пиша проповедь, выпись позабудет,[51]

От чего доходам вред; а в них церкви пра́ва
Лучшие основаны, и вся церкви слава.
Хочешь ли судьею стать — вздень перук с узлами*,
Брани того, кто просит с пустыми руками,[52]
Твердо сердце бедных пусть слезы презирает,
Спи на стуле, когда дьяк выписку читает.
Если ж кто вспомнит тебе граждански уставы,[53]
Иль естественный закон, иль народны нравы —
Плюнь ему в рожу, скажи, что врет околёсну,
Налагая на судей ту тягость несносну,
Что подьячим должно лезть на бумажны горы[54],
А судье довольно знать крепить приговоры.

К нам не дошло время то[55], в коем председала
Над всем мудрость и венцы одна разделяла,
Будучи способ одна к высшему восходу.
Златой век[56] до нашего не дотянул роду;
Гордость, леность, богатство — мудрость одолело[57],
Науку невежество местом уж посело*,
Под митрой[58] гордится то, в шитом платье ходит,
Судит за красным сукном[59], смело полки водит.
Наука ободрана, в лоскутах обшита,
Изо всех почти домов с ругательством сбита;
Знаться с нею не хотят, бегут ея дружбы,
Как, страдавши на море, корабельной службы.
Все кричат: «Никакой плод не видим с науки,
Ученых хоть голова полна — пусты руки».

Коли кто карты мешать, разных вин вкус знает,
Танцует, на дудочке песни три играет[60],
Смыслит искусно прибрать в своем платье цветы,
Тому уж и в самые молодые леты
Всякая высша степень — мзда уж невелика,
Семи мудрецов[61] себя достойным мнит лика.
«Нет правды в людях, — кричит безмозглый церковник, —
Еще не епископ я, а знаю часовник[62],
Псалтырь и послания[63] бегло честь умею,
В Златоусте не запнусь[64], хоть не разумею».
Воин ропщет, что своим полком не владеет,
Когда уж имя свое подписать умеет.
Писец [65]тужит, за сукном что не сидит красным,
Смысля дело набело списать письмом ясным.[66]
Обидно себе быть, мнит, в незнати старети,
Кому в роде семь бояр[67] случилось имети
И две тысячи дворов за собой считает,
Хотя в прочем ни читать, ни писать не знает.

Таковы слыша слова и примеры видя,
Молчи, уме, не скучай, в незнатности сидя.
Бесстрашно того житье, хоть и тяжко мнится,
Кто в тихом своем углу молчалив таится;
Коли что дала ти знать мудрость всеблагая[68],

Весели тайно себя, в себе рассуждая
Пользу наук; не ищи, изъясняя тую*,
Вместо похвал, что ты ждешь, достать хулу злую.

1729 г.


Портрет А.Д.Кантемира. 1803 г.
 
 
 
 
 
Источник: А. Д. Кантемир. Собрание стихотворений. Вступительная статья Ф.Я.Приймы. Подготовка текста и примечания З.И.Гершковича. – Ленинград: "Советский писатель", 1956, стр. 5661.
 

* Антиох Дмитриевич Кантемир (1708–1744) – русский сатирик XVIII века. Создавая сатиры, Кантемир ориентировался на лучшие образцы этого жанра, представленные именами античных авторов — римских поэтов Ювенала (ок. 60 — ок. 127), Персия (34—62), Горация (65—8 до н. э.), а также мэтра французского классицизма Николá Буало-Депрео (1636—1711). Сам Кантемир никогда не скрывал литературных источников своих сатир и, например, в IV сатире «О опасности сатирических сочинений. К музе своей» с искренней скромностью признавался, что он всего-навсего «топчет следы» древних и новых сатириков.

Cатира I Кантемира «На хулящих учения. К уму своему» представляет собою русское по своей сатирической направленности произведение. Здесь Кантемир выступает против яростных врагов науки и просвещения, воинствующих невежд Критона, Силвана, Луки, Медора (условные имена персонажей I сатиры), реакционного церковника — Ростовского архиепископа Георгия Дашкова, продажных судей, безграмотных и грубых военных.

Сатира I (как и другие сатиры Кантемира) впервые была издана на русском языке с большими искажениями под редакцией поэта и переводчика Ивана Баркова в 1762 году в книге «Сатиры и другие стихотворческие сочинения князя Антиоха Кантемира с историческими примечаниями и кратким описанием его жизни. СПб., при императорской Академии наук, 1762». Лишь спустя более столетия вышло двухтомное издание «Сочинения, письма и переводы князя Антиоха Дмитриевича Кантемира / Под ред. П. А. Ефремова» (СПб., 1867—1868. — Т. 1—2). В этом издании впервые был опубликован подлинный текст сатир Кантемира. "Сатира сия, первый опыт стихотворца в сем роде стихов, писана в конце 1729 года, в двадесятое лето его возраста. Насмевается он ею невежам и презирателям наук, для чего и надписана была «На хулящих учения». Писал он ее для одного только провождения своего времени, не намерен будучи обнародить; но по случаю один из его приятелей, выпросив ее прочесть, сообщил Феофану, архиепископу Новгородскому, который ее везде с похвалами стихотворцу рассеял и, тем не доволен, возвращая ее, приложил похвальные сочинителю стихи и в дар к нему прислал книгу «Гиралдия о богах и стихотворцах». Тому архипастырю следуя, архимандрит Кролик многие в похвалу творцу стихи надписал (которые вместе с Феофановыми в начале книжки приложены), чем он ободрен, стал далее прилежать к сочинению сатир."

Как поэт, Кантемир работал в самых различных жанрах, но главным из них была сатира, то есть развёрнутое стихотворение обличительного характера. В первой сатире «На хулящих учение (К уму своему)» показана целая галерея образов невежд. Здесь и ханжа Критон, и ворчливый помещик Силван, пьяница и гуляка Лука, щеголь Медор, даже представитель высшего духовенства – епископ. Всех их объединяет ненависть к науке, просвещению: у каждого свои основания «хулить» (ругать) учение. Критон, например, считает, что

Расколы и ереси науки суть дети;
Больше врёт, кому далось больше разумети;
Приходит в безбожие, кто над книгой тает…

Святоше вторит помещик, также не видящий от науки никакой практической пользы:

Землю в четверти делить без Евклида смыслим;
Сколько копеек в рубле – без алгебры счислим.

Автор едко высмеивает защитников допетровской старины, показывает враждебность их русскому обществу. Вместе с тем он горестно замечает:

Гордость, леность, богатство – мудрость одолело.
………………………………
Наука ободрана, в лоскутах обшита,
Изо всех почти домов с ругательством сбита… (вернуться)


1. Уме недозрелый, плод и проч. Тут наука значит наставление, действо того, кто другого кого учит. Так, в пословице говорим: Плеть не мука, да впредь наука.

2. Творцом не слыти. Творец – то ж, что сочинитель или издатель книги, с латинского – автор.

3. Нетрудные в наш век. Слова в наш век посмешкою вставлены. Путь к истинной славе всегда бывал весьма труден, но в наш век легко многими дорогами к ней дойти можно, понеже не нужны нам уже добродетели к ея приобретению.

4. Всех неприятнее тот, что босы проклали девять сестр. Всего труднее славы добиться чрез науки. Девять сестр — музы, богини и изобретательницы наук, Юпитера и Памяти дочери. Имена их: Клио, Урания, Евтерпе, Ератон, Фалия, Мелпомене, Терпсихоре, Каллиопе и Полимния. Обычайно имя муз стихотворцы за самые науки употребляют. Босы, сиречь убогие, для того, что редко ученые люди богаты.

5. Расцвеченна марморами саду. Украшенного статуями или столбами и другими зданиями мраморными.

6. Овцу не прибавит. Человек чрез науки не разбогатеет; каков от отца ему оставлен доход, таков останется, ничего к нему не прибавит.

7. В нашем молодом монархе. О Петре Втором [1715— 1730, российский император (с 1727), сын царевича Алексея Петровича - совр. комментар.] говорит, который вступал тогда в пятое на десять лето своего возраста, рожден быв 12 октября 1715 года.

8. Музам. Смотри примечание 4.

9. Аполлон. Сын Юпитера и Латоны, брат Дианы, у древних за бога наук и начальника муз почитан.

10. Чтяща свою свиту видел его самого. В Аполлоновой свите находятся музы. Петр II собою показал образ почитания наук, понеже сам, пока не был обременен правлением государства, обучался приличным такой высочайшей особе наукам. Прежде восшествия на престол его величество имел учителя Зейкана, родом венгерца; а потом, в 1727 году, взят для наставления его величества Христиан Гольдбах, Санкт-Петербургской Академии наук секретарь. По прибытии своем в Москву его величество изволил подтвердить привилегии Академии наук, учредив порядочные и постоянные доходы профессорам и прочим служителям того училища.

11. Жителей парнасских. Парнас есть гора в Фоциде, провинции греческой, посвященна музам, на которой они свое жилище имеют. Ученые люди фигурально парнасскими жительми называются. Сим стихом стихотворец припоминает великодушие монарха к учителям, которые на его величества иждивении тщатся приумножить науки и ученых людей.

12. Расколы и ереси. Хотя то правда, что почти все ересей начальники были ученые люди, однако ж от того не следует, что тому причина была их наука, понеже много ученых, которые не были еретики. Таков есть святой Павел — апостол, Златоустый, Василий Великий и прочие. Огонь служит и нагревать и разорять людей вконец, каково будешь его употреблять. Пользует он, ежели употребление добро; вредит — ежели употребление зло. Подобно и наука; однако для того ни огонь, ни наука не злы, но зол тот, кто их употребляет на зло. Между тем и то приметно, что в России расколы больше от глупости, чем от учения рождаются; суеверие же есть истое невежества порождение.

13. Приходит в безбожие. Обыкновенное невежд мнение есть, что все, которые многому книг чтению вдаются, напоследок не признают бога. Весьма то ложно, понеже сколько кто величество и изрядный порядок твари познает, что удобнее из книг бывает, столько больше чтить творца природным смыслом убеждается; а невежество приводит в злые весьма о божестве мнения, как, наприклад, богу уды и страсти человеческие приписывать.

14. Критон с четками в руках ворчит. Вымышленным именем Критона (каковы будут все в следующих сатирах) означается тут притворного богочтения человек, невежда и суеверный, который наружности закона существу его предпочитает для своей корысти.

15. Силван другую вину. Под именем Силвана означен старинный скупой дворянин, который об одном своем поместье радеет, охуждая то, что к распространению его доходов не служит.

16. Гораздо в невежестве больше хлеба жали. Не гораздо ли смешно приписывать наукам в вину то, что от одной лености земледельцев или от непорядочного воздуха происходить может.

17. Довод, порядок в словах Тому учат витийство и наипаче логика, которыя дело есть право о вещи какой рассуждать и то другому ясными доказать доводами.

18. Кто души силу и пределы. В сем стихе о метафизике говорится, которая рассуждает о сущем вообще и о свойствах души и духов.

19. Строй мира и вещей выведать премену иль причину. Физика или естествословие испытает состав мира и причину или отменение всех вещей в мире.

20. Чтоб вызнать руд свойства. Химия тому учит. Слово руда значит металл, каково есть золото, сребро, медь, железо и прочая.

21. Трав, болезней знание. То есть медицина или докторство.

22. Ищет в руке знаки. Докторы, желая узнать силу болезни, щупают в руке больного ударение жилы, от чего познают, каково течение крови и, следовательно, слабость или жестокость болезни.

23. Внутрь никто видел живо тело. То есть, хотя анатомисты и знают тела состав и состояние, однако нельзя от того рассудить о тех непорядках, которые в живом человеке случаются, понеже еще никто не видал, каково есть движение внутренних человека.

24. К чему звезд течение числить. О астрономии тут слово идет.

25. За одним пятном. В солнце и в планетах астрономы пятна с любопытством примечают, по оным признавая время, в которое они круг своего центра вертятся. При соединении двух планет живет то, что нижний пятном кажется в вышнем планете. В луне усматриваются подвижные пятна, которые чаятельно суть тени ея высоких гор. Смотри Фонтенелла «О множестве миров».

26. Солнце ль движется, или мы с землею (Фонтенелл «О множестве миров», вечер 1-й). Два мнения имеют астрономы о системе (состав) света. Первое и старое есть, в котором Земля вместо средоточия всего система имеется и неподвижна стоит, а около ея планеты Солнце, Сатурн, Юпитер, Марс, Меркурий, Луна и Венус вертятся, всякий в известное время. Система сие, по Птоломею, своему вымыслителю, называется Птолемаическою; другое есть, которое Солнце неподвижно (но около самого себя обращающееся) поставляет, а прочие планеты, между которыми есть и Земля, в учрежденное всякому время около его вертятся. Луна уже не планета, но сателлес есть Земли, около которой круг свой совершает в 29 дней. Система сие выдумал Коперник, немчин, и для того Коперническою называется. Есть и третие система, Тихона Брахея, датчина родом, которое, однако ж, из прежних двух составлено, понеже он с Птоломеем согласуется в том, что Земля стоит и что солнце около ея вертится, но с Коперником всех прочих планет движение около солнца поставляет.

27. В четверти делить без Евклида смыслим. Четверть есть часть земли или пашни в 20 сажен ширины и 80 длины. Евклид был славный математик александрийский, где во время Птолемея Лага математическое училище держал в лето по создании Рима 454. Трудов его у нас, между прочим, остались «Елементы», содержащие в 15-ти книгах основание всей геометрии.

28. Без алгебры. Алгебра есть часть математики весьма трудная, но и преполезная, понеже служит в решении труднейших задач всея математики. Можно назвать ее генеральною арифметикою, понеже части их по большей мере между собою сходны, только что арифметика употребляет для всякого числа особливые знаки, а алгебра генеральные, которые всякому числу служат. Наука сия, сказывают, в Европу пришла от арап, которых мнят быть ея изобретательми; имя самое алгебры есть арапское, которые ее называют Алжабр Валмукабала, то есть наверстать или соравнять.

29. Румяный, трожды рыгнув, Лука. Лука — пьяница, с вина румяный и с вина, часто рыгая, говорит и проч.

30. К сообществу божия тварь стали. Бог нас создал для сообщества.

31. Для мертвых друзей. То есть для книг.

32. Вино — дар божественный. Гораций нечто подобное говорит в следующих стихах своего V письма, книги I: "Чего только не совершает опьянение! Оно обнаруживает скрытое, побуждает к осуществлению чаяний, увлекает в сражение безоружного, снимает бремя с озабоченных душ, учит искусствам. Обильные чаши кого только не одаряли красноречием! Кого только не освобождали от тягот крайней нищеты!"

33. Любовник легче вином в цель свою доходит. Свидетельство сему есть Лотова история, которого дочери, его вином упоивши, похоть свою исполнили. Святый Павел говорит: Не упивайтеся вином, в нем же есть блуд.

34. Когда по небу. Подражание из следующих Овидиевых стихов 7-й его Элегии: "Глубокие реки потекут от моря назад к своему истоку, солнце побежит назад, поворотив своих коней, земля понесет звезды, небо будет разрезано плугом, волна загорится, а огонь даст воду."

35. Медор. Щеголь тем именем означен.

36. Завертеть завитые кудри. Когда хотим волосы завивать, то по малому пучку завиваем, и, обвертев те пучки бумагою, сверх нея горячими железными щипцами нагреваем, и так прямые волосы в кудри претворяются.

37. Не сменит на Сенеку. То есть не сменит на книгу Сенекову фунт пудры. Сенека был философ секты стоической, учитель Нерона — императора римского, от которого убит лета Христова 65. Сего Сенеки имеются многие, и почти лучшие из древних, нравоучительные книги.

38. Пред Егором Виргилий. Егор был славный сапожник в Москве, умер 1729 г. Виргилий, стихотворец латинский, был сын некоего горшечника из города Аиды в провинции Мантуанской, где родился 15 октября в 684 лето по создании Рима, то есть в 27-е пред рождеством Христовым. В Рим приехав, за его превосходный ум охотно с ним дружбу свели многие из знатнейших города, между которыми были первые император Август, Меценат и Поллион. Весь свет дивится стихам его, которыми у всех достал себе имя князя стихотворцев латинских. Умер в Бринде, городе Калаврии, возвращаяся с Августом из Греции в лето по создании Рима 735, в 51 своего возраста, и погребен близ Неаполя.

39. Рексу — не Цицерону. Рекс был славный портной в Москве, родом немчин; Марко Туллий Цицерон был сын римского некоего всадника из поколения Тита Тация, короля сабинского. Еще в юношестве своем Цицерон речи говорил в сенате, столь дерзновенны против друзей Катилиновых, что, убоявся за то на себя нападения, уехал в Грецию, где у знатнейших учителей обучився, в такое совершенство привел латинское сладкоречие, что отцом того назван. В 691 лето по создании Рима выбран он с Антонином Непотом в консулы. Антониевым повелением убит в лето по создании 711, в 43 прежде пришествия Спасителева и 64 своего возраста, рожден быв 3 числа января лета по создании Рима 648.

40. Когда нет пользы, ободряет к трудам хвала. Всех наших действ два повода: польза или похвала. Не обыкли люди или редко следуют добродетели держаться для того, что добродетель собою красна.

41. Нежли купцу. Имя купца значит посадского: известно, что они великие пиволюбцы и охотники к крепкому пиву, которого часто и в 5 пуд хмеля варю варят.

42. Твой суд. Твое рассуждение.

43. Ключари святые. Церковные пастыри, епископы.

44. Им же Фемис вески вверила златые. То есть судьи. Фемис — богиня правосудия, дочь Земли и Неба, пишется с весками в руках. [Вески — т. е. весы. Фемида обычно изображалась с весами (как символом правосудия) в руках - совр. комментар.]

45. Мало любят, чуть не все, истинну украсу. Истинною украсою называет стихотворец науку; и подлинно, невежество голо и срамно.

46. Риза полосата. Епанча* из шелковой парчи безрукавна, сшита на подоле и разных цветов полосами поперек расшита, которую сверх всего платья архиереи надевают. Обыкновенно мантиею называют.

47. Цепь от злата. Архиереи повседневно сверх рясы, а в священнослужении сверх саккоса повешену имеют на шее цепочку золотую или серебряную, к которой привешен образ, на финифти написанный, Спасителя, богоматери или какого святого. Обыкновенно цепочку тую с образом панагиею зовут, от греческого слова παναγία — пресвятая, прилагательное, которым обыкновенно богородица означается.

48. Брюхо — бородою. Широкую бороду и по брюху распущенну невежды священническому чину за особливую украсу приписуют Димитрий, митрополит Ростовский (писатель жития святых), целую книжицу сочинил против суеверия простолюдных о бороде. Напечатана в Москве в 1714 году. Раскольщики бороду брить в грех ставят.

49. Клюку пред тобою. То есть патерицу*. Когда архиерей выезжает с двора, один из его певцов верхом везет патерицу епископскую в знак его церковной власти.

50. Праву и леву. Разумеется: руку.

51. Выпись позабудет. Выпись есть письмо приказное, которым судья удостоверяет, что товар какой чист. и что с него в государственную казну пошлина взята, или подтверждает владение земли, деревни, двора и проч.

52. Кто просит с пустыми руками. То есть челобитчик, который подарков не дает, который ничего, прося, не подносит.

53. Граждански уставы, иль естественный закон, иль народны правы. — Гражданские уставы суть законы, учрежденные от государей, для расправы в судах, каково у нас Уложенье. Закон естественный есть правило, от самой природы нам предписанное, которое всегда неотменно и без которого никакое сообщество устоять не может. Народны правы суть законы, которые содержать должны народы разных властей для удобного взаимного сообщения и взаимной пользы.

54. Лезть на бумажны горы. То есть шевелить, читать такое множество книг.

55. К нам не дошло время то и проч. Не дошло к нам то время, когда от одной мудрости ожидать было должно человеку свое награждение и повышение в вышние чины.

56. Златой век. Стихотворцы разделяют времена на четыре века, а именно: на золотой, серебряный, медный и железный, и говорят, что в златом веке люди все одной только добродетели прилежали, отдаляяся всяких злостей.

57. Мудрость одолело. В сем месте мудрость есть винительного падежа.

58. Под митрой. Митра есть шапка архиерейская, в священнослужении употребляема.

59. Судит за красным сукном. Во всех приказах стол, за которым судьи заседают, покрыт обычайно красным сукном.

60. На дудочке песни три играет. Дудочка тут значит косой флейт, который был, когда сатира сия писана, в славе, и почти все молодые люди на нем играть обучалися.

61. Семи мудрецов. Славные в Греции семь мудрецов были: Фалес, Питакус, Биас, Солон, Клеобул, Минос и Хилон. Некоторые вместо трех последних кладут Периандра, Анахарса и Эпаминонда; иные же — Писистрата, Трасибула, милетского тирана, и Феницида Сирийского. Смотри де Ларея в житии семи мудрецов, лист. 1-й.

62. Часовник — книга, содержащая повседневные молитвы греческой церкви.

63. Псалтырь и послания. То есть книгу царя Давида и апостолов послания.

64. В Златоусте не запнусь. В Златоустовом толковании [византийского церковного деятеля, выдающегося оратора Иоанна Златоуста - совр. комментар.] на Евангелие, которое переведено с греческого весьма неясно.

65. Писец. То есть подьячий.*

66. Письмом ясным... Наши подьячие, когда пишут, об одном только тщатся, чтоб письмо их было четко и красиво; что же до правописания касается, так мало к тому прилежат, что и не нужно то чают; для того, если желаешь какую книгу не разуметь, отдай ее подьячему переписать.

67. Семь бояр. Известно есть, что боярский чин бывал в великом почтении; потому знать, что благородным звать себя может тот, из чьего роду семеро честь боярскую на себе носили.

68. Мудрость всеблагая. То есть бог, понеже он не только мудр, но самая премудрость, к тому ж и всеблаг.


Современные комментарии:

* ...Теперь к церкви соблазну Библию честь стали... — Читать («честь») Библию позволялось только монахам и священникам.

* Подлых — т. е. принадлежащих по происхождению к низшему сословию.

* Бу́ки, вéди — в церковнославянской азбуке названия букв «б» и «в».

* ...песок да бумага... — Песком присыпали написанное, чтобы скорее высыхали чернила.

* ...Когда в пост чернéц одну есть станет вязигу... — Во время поста монахам запрещалось употреблять в пищу мясо, но дозволялось есть рыбу.

* ...Немее быть клуши... — Клуша — курица-наседка.

* Епископом хочешь быть — уберися в рясу... — Эти и последующие восемь строк сатиры имеют в виду ростовского архиепископа Георгия Дашкова, известного реакционера, противника петровских реформ. В 1730 году Дашков за взятки и разорение Ростовской епархии был лишен сана и сослан в монастырь.

* Епанча́ (от тюрк. japuga, japunga — плащ, бурка) — Старинная русская одежда, длинный широкий мужской плащ без рукавов, часто из дорогой материи с украшениями, упоминается с 12 в.

* Патерица — архиерейский посох.

* ...вздень перу́к с узлами... — т. е. надень парик с буклями. Такие парики носили судьи.

*Науку невежество местом уж посело... — т. е. невежество одолело, взяло верх над наукой.

* Подьячий, поддьячий («под» +«дьяк») — низший административный чин в Русском государстве в XVI — начале XVIII века. Под руководством дьяков подьячие выполняли основную делопроизводственную работу в центральных и местных государственных учреждениях.

* ...Изъясняя ту́ю... — т. е. изъясняя пользу наук.
 



Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz