Эпоха, сменившая проникнутые пафосом отрицания шестидесятые, ознаменовалась поисками положительного идеала. Такие идеалы были найдены в среде русской интеллигенции. В это время П. М. Третьяков начинает заказывать Ивану Николаевичу Крамскому портреты лидеров русской культуры.
Портретная галерея увлекала Крамского. Портреты Крамского – это целая галерея ярких образов его современников: ученых, писателей, художников, композиторов.
26 сентября 1869 года Крамской отправляет Третьякову письмо: "Поручение Ваше написать портрет Ивана Александровича Гончарова, к моему крайнему сожалению, не может быть исполнено скоро, так как я уезжаю в первых числах октября за границу на два месяца. Однако же имея в своем распоряжении целую неделю, а может быть и десять дней, я сегодня же был у Гончарова, полагал начать портрет немедленно, но Иван Александрович предпочел отложить до моего возвращения, потому, как он сказал, что надеется к тому времени сделаться еще лучше. Во всяком случае, портрет ближе января быть у Вас не может". Третьяков очень торопил с портретом Ивана Александровича Гончарова, а тот все не соглашался позировать. Писателю уже было под шестьдесят, он дописывал свой большой роман "Обрыв", чувствовал себя нездоровым и находил разные предлоги, чтобы оттянуть позирование для портрета, вернее, совсем отказаться, и только настойчивость и упрямая воля Крамского заставили его согласиться. Крамской был доволен работой. Темой бесед писателя и художника во время сеансов явилась картина Крамского "Христос в пустыне" (1872), поразившая автора "Обломова" своей философской глубиной. "Они вели беседы о живописи, о картине "Христос в пустыне", которая вызывала глубокие мысли у писателя."*
6 марта 1874 года И.Н.Крамской сообщает П.М.Третьякову о том, что портрет Гончарова уже начат и что он работает над ним каждый день. "Сидит он [Гончаров] хорошо и совсем стал ручным". (Переписка И.Н.Крамского, т. I. "Искусство", М., 1953, стр. 81).
Писатель и критик П.А.Плетнев пишет в своих воспоминаниях о Гончарове: "Мне было лет тринадцать, но я живо заинтересовался личностью писателя, о котором уже много слышал. Сильно запечатлелась в моем уме его наружность, его внешний облик, так что я только таким могу себе его представить до сих пор. В портретах Гончарова, наиболее распространенных, он представлен обрюзглым, вялым, лысым стариком, ничуть не дающим о нем верного понятия.
В пору своего расцвета Гончаров был полный, круглолицый, с коротко остриженными русыми баками на щеках, изящно одетый мужчина, живого характера, с добрыми, ласковыми светло-голубыми глазами.
Это был тип наших старых бар, горячо любивших Россию и весь ее патриархальный уклад, но при этом признававших западную культуру и ее "святые чудеса", как говорил Герцен.
Гончаров же по внешности, по манерам носил отпечаток тех русских свойств, которые так ярко выступили в его произведениях. Тут смешались и доброта и упрямство, скромность и вместе с тем гордость и некоторое славянское эпикурейство".
* Лощиц Ю.М. Гончаров. ЖЗЛ. (Из главы "Портрет"). – М., 1986.
|
Гончаров И.А.
Жизнь и творчество
Гончаров И.А. Основные даты жизни и творчества
Гончаров И.А. Обломов
Вайль П. Обломов и "другие". Гончаров
Иллюстрации к роману "Обломов" (Эпизод "Приезд Штольца к Обломову")
Гончаров И.А. Библиографический указатель (по журналу "Литература в школе") |