Иллюстрации к поэме Н.В.Гоголя ''Мертвые души''
|
|
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
* Известный петербургский издатель Адольф Федорович Маркс (1838-1904), выпускавший иллюстрированный журнал "Нива" с приложениями-собраниями сочинений классиков художественной литературы, в начале XX столетия решил предпринять издание "Мертвых душ" с иллюстрациями. "Надо сказать, что мысль о таком издании "Мертвых душ" Гоголя, – писал он впоследствии, – была издавна нашей излюбленной мечтой; она не оставляла нас с первого момента приобретения нами прав собственности на полное собрание сочинений Гоголя; но многие серьезные заботы, связанные с этим приобретением, многие обязательства, которые оно на нас налагало, вынудили нас несколько замедлить выполнение давно задуманного плана". На подготовку издания ушло пять лет. Вначале Маркс разослал фотографов во все концы России, в самые отдаленные ее уголки, где еще сохранились следы чичиковских времен. По одного из современников издателя, "каждая мелочь, каждая деталь каждый аксессуар чичиковской эпохи тщательно проверены, зарисованы, сфотографированы". Весь этот материал был передан художникам. Но поручать кому-либо одному работу над иллюстрациями издатель не хотел. Он хотел избежать "однообразия". Кроме того, один художник выполнял бы эту работу слишком долго. Поэтому был создан коллектив, руководить которым взялся писатель и историк искусства Петр Петрович Гнедич (1855–1925). Художники в состав группы вошли не слишком известные. Пейзажи делали Н.Н.Бажин и Н.Н.Хохряхов, бытовые сцены – В.А.Андреев, А.Ф.Афанасьев, В.И.Быстренин, М.М.Далькевич, Ф.С.Козачинский, И.К.Маньковский, Н.В.Пирогов, Е.П.СамокишСудковская. А узорные инициалы и виньетки – художник Н.С.Самокиш. |
||||||||||||||||||||
Афанасьев Алексей Федорович (1850–1920) работал как живописец, но занимался и графикой. Он сотрудничал в сатирических журналах, где публиковал граничащие с карикатурой акварельные зарисовки из жизни старой Руси. Афанасьев охотно занимался и книжной иллюстрацией. Известны его рисунки к "Коньку-горбунку" Петра Павловича Ершова, опубликованные на страницах журнала "Шут". |
||||||||||||||||||||
Быстренин Валентин Иванович (1872–1944) учился в Киевской рисовальной школе. Работал преимущественно в технике офорта. |
||||||||||||||||||||
Далькевич Мечислав Михайлович (1861–1941 или 1942) был наиболее активным участником издания 1901 года. Именно ему, наряду с П.П.Гнедичем, и было поручено руководство художественным коллективом. Далькевич активно сотрудничал во многих журналах, рисовал для "Живописного обозрения", "Нивы", "Стрекозы". Известны его литографии, выполненные по мотивам "Анны Карениной" и "Холстомера" Л.Н.Толстого. Как художественный критик он сотрудничал в "Ниве" и ведал художественной частью журнала. Его иллюстрации в издании 1901 года исполнены под сильным воздействием А.А.Агина. Таков, например, портрет Ноздрева, сидящего в кресле с чашкой в одной руке и с чубуком – в другой. Далькевич исполнил оригиналы не менее трети всех иллюстраций издания. |
||||||||||||||||||||
Самокиш-Судковская Елена Петровна (1863–1924) активно сотрудничала в издаваемом А.Ф.Марксом журнале "Нива". Рисунки ее подвергались упрекам в нарочитой красивости. Так говорили и о ее иллюстрациях к "Евгению Онегину" А.С.Пушкина в издании 1908 года. |
||||||||||||||||||||