|
|
Дельвиг Антон Антонович (1798 – 1831)
Основные даты жизни и творчества |
|
1798, 6 [17] августа – родился
в Москве, в семье генерал-майора, происходившего из обедневшего рода прибалтийских немецких баронов. Отец, Антон Антонович Дельвиг (1773 – 1828) – офицер,
майор Астраханского полка, генерал-майор (1816). Мать – Любовь Матвеевна Красильникова (1777 – 1859) была дочерью статского советника Матвея Андреевича Красильникова,
директора московского Ассигнационного банка, и внучкой русского ученого-астронома А. Д. Красильникова.
1811 – поступил в Царскосельский лицей; рано начинает писать стихи.
1814 – первое стихотворение в «Вестнике Европы» (патриотическая ода «На взятие Парижа» – за подписью Русский).
1815 – печатает в «Российском музеуме» стихотворение «Пушкину» («Кто, как лебедь цветущей Авзонии»). Это
стихотворение было одним из первых признаний пушкинского гения.
1817, июнь – окончил обучение в Царскосельском лицее с чином коллежского секретаря[1];
к выпуску написал стихотворение «Шесть лет», которое
было напечатано, положено на музыку и неоднократно пелось лицеистами.
Побывав у родителей в Полтавской губернии, в следующем месяце определился на службу в Департамент горных и соляных дел.
1819 , март – вступает в общество «Зеленая лампа»[2].
После распада «Зеленой лампы» становится членом "Вольного общества любителей российской словесности".
Переходит на службу в канцелярию Министерства финансов.
1820, сентябрь – "по найму" поступает в Публичную библиотеку под начало И.А. Крылова.
Напечатана «Элегия» («Яхонтову»), в которую Дельвиг вводит условную славянскую мифологию, довольно распространенную в среде
сентименталистов.
1821, осень – оставляет службу в Министерстве финансов.[3]
1821–1825, со 2 октября – был помощником библиотекаря (И. А. Крылова) в Императорской публичной библиотеке.
Посещает литературный салон Пономаревой. Наиболее постоянными посетителями этого салона были литераторы, группировавшиеся
вокруг журнала «Благонамеренный» (сам издатель журнала А. Измайлов, В. Панаев и другие).
1824, начало года – участвует в коллективном переводе драмы Гиро «Маккавеи» и вступает в литературное
сотрудничество с декабристами Рылеевым и Бестужевым.
Напечатана идиллия[4] «Дамон».
1825, апрель – на несколько дней приезжает к А.С.Пушкину в в Михайловское.
Напечатаны стихотворение «Жалоба», идиллия «Купальницы».
Октябрь – женитьба на Софье Михайловне Салтыковой, и их дом становится одним из литературных салонов Петербурга.
На литературные вечера собирались друзья поэта: Пушкин, Баратынский, Жуковский, Плетнёв, Языков.
Поступил на службу в Министерство внутренних дел.
1825–1830 – вместе с О. М. Сомовым он выпустил семь книжек альманаха «Северные цветы».
1827, весна – заказывает О. А. Кипренскому портрет Пушкина. Этим портретом, гравированным осенью
Н. И. Уткиным, открылся в 1828 г. альманах "Северные цветы".
1828 – командирован на следствие в южные губернии.
1829 – выпускает альманах «Подснежник».
Напечатана идиллия «Конец золотого века».
С 1829 г. до своей смерти служит в Департаменте иностранных исповеданий.
1830 – начинает издание «Литературной газеты», которое продолжалось после его смерти.
Напечатана идиллия «Изобретение ваяния».
Ноябрь – напечатал в «Литературной газете» четыре строчки стихов французского поэта Казимира Делавиня, посвящённые жертвам
июльской революции в Париже, за что был вызван в III отделение, к шефу жандармов А. X. Бенкендорфу.
1831, 14 января – умер в Петербурге.
Адреса в Петербурге:
Октябрь 1825 – сентябрь 1826 – дом Эбелинг (Миллионная улица, 26).
Ноябрь 1829 – 14 января 1831 – дом Тычинкина (Загородный проспект, 1).
УРОКИ
ПО ТВОРЧЕСТВУ А. А. ДЕЛЬВИГА
Русская поэзия первой половины XIX века
(уроки литературы в 9 классе из пособия Н. В. Беляевой на сайте "Литература для школьников")
|
|
1. Коллежский
секретарь – гражданский чин X класса в Табели о рангах.
Известные в литературе коллежские секретари: Александр Сергеевич Пушкин, Иван Сергеевич Тургенев,
Илья Ильич Обломов – «Обломов» И. А. Гончарова, Алёна Ивановна – «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского,
Коробочка Настасья Петровна – «Мертвые души» Н. В. Гоголя. (вернуться)
2. «Зеленая лампа» – дружеское общество петербургской дворянской,
преимущественно военной, молодёжи в 1819–1820 годах, в числе членов которого были декабристы С. П. Трубецкой, Ф. Н. Глинка,
Я. Н. Толстой, А. А. Токарев, П. П. Каверин, а также А. С. Пушкин и А. А. Дельвиг.
Название общество получило по зелёному абажуру на лампе в комнате заседаний; символизировало «свет и надежду». Собрания
(не менее 22) с весны 1819 года до осени 1820 года проходили в доме Н. В. Всеволожского. По мнению П. Е. Щеголева, была
«вольным литературным обществом» при декабристском «Союзе благоденствия».
С тем же названием в Париже в 1927–1940 годах действовало литературное общество, созданное по инициативе Д. С. Мережковского
и З. Н. Гиппиус. Собрания парижской «Зелёной лампы» проходили по воскресеньям в квартире Мережковских. (вернуться)
3. Оставляет службу в Министерстве финансов – см. о переводе по службе в письме Оленину:
А. Н. ОЛЕНИНУ
27 сентября 1821 г. Петербург
Ваше превосходительство,
милостивый государь.
Служа в канцелярии Министерства финансов, я осмелился просить ваше
превосходительство доставить мне место и при императорской Публичной
библиотеке. Особенная склонность к занятиям библиографическим, желание быть
вдвойне полезным и, скажу признательно, недостаточное состояние,
принуждающее меня ожидать помощи только от трудов своих, – одним словом,
необходимое для жизни заставило меня стараться удержать оба места. Но видя
себя принужденным тем или другим пожертвовать, я решился по крайней мере
удовлетворить моей склонности и желанию служить под лестным для меня
начальством вашим. Смею ласкаться надеждою, что ревностною службою обращу на
себя со временем благосклонное внимание моего начальства и заслужу
милостивое его покровительство.
Вашему превосходительству угодно было, чтобы до определения моего в
императорскую Публичную библиотеку я некоторое время занимался в оной, дабы
можно было судить, имею ли я надлежащие способности к отправлению
обязанностей, возложенных на чиновников сей библиотеки. Вследствие чего с 1
сентября прошлого 1820-го года я ходил в оную каждый день и, по мере сил и
способностей моих, старался сколько мог лучше исправлять порученное мне
дело. Если я был столько счастлив, что время сего испытания моего, по мнению
начальства библиотеки, проведено мною не совсем для оной бесполезно, то ваше
превосходительство не откажете мне в милостивом помещении меня в число
подчиненных ваших по ведомству императорской Публичной библиотеки и тем
доставьте присоединить чувство душевной признательности к тому глубочайшему
почтению, с которым имею честь быть вашего превосходительства милостивого
государя всепокорнейшим слугою
барон Антон Дельвиг.
С.-Петербург
27 сентября 1821. (вернуться)
4. Идиллия – первоначально (в Древнем Риме) небольшое стихотворение на
тему сельской жизни.
Из ранних опытов Дельвига в античном духе вырастает жанр его
позднейшей идиллии. Идиллии появляются у Дельвига в середине 20-х годов.
Жанр идиллии в первой трети XIX века был довольно распространен в русской поэзии. Идиллии Панаева фальшиво изображали русских
«поселян» под видом «пастушков». Гнедич в идиллии «Рыбаки» стремился «возвысить» современный быт до античной красоты. Идиллии
писал и Жуковский. Однако идиллии Дельвига по своему характеру во многом отличались от русских идиллий обычного типа.
Смешение греческих и русских мотивов для Дельвига недопустимо. Дельвиг дает своим героям греческие имена, помещает их в
воссоздаваемый им греческий идиллический мир, избавив их от присущих идиллиям Панаева реакционно-идиллических черт.
В идиллиях и песнях Дельвига явственно тяготение к миру простых людей и простых чувств. (вернуться)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|