Готовимся к ЕГЭ. 11 класс. Сайт "К уроку литературы"

Готовимся к ЕГЭ*

Блок А.А.
Грибоедов А.С.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Продолжительность экзамена по литературе 
для выпускников 11-ых классов
 
На выполнение экзаменационной работы по литературе отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Рекомендуется не более 2 часов отвести на выполнение заданий части 1, а остальное время – на выполнение задания части 2.
 
Экзаменационная работа по литературе состоит
из двух частей, включающих в себя 17 заданий.
 
Часть 1 включает в себя два комплекса заданий.
Первый комплекс заданий относится к фрагменту эпического, или лироэпического, или драматического произведения: 7 заданий с кратким ответом (1–7) и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5–10 предложений (8, 9).
Второй комплекс заданий относится к анализу лирического произведения: 5 заданий с кратким ответом (10–14) и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5–10 предложений (15, 16).
Ответы к заданиям 1–7 и 10–14 записываются по приведённым в экзаменационной работе образцам в виде слова, или словосочетания, или последовательности цифр. Ответ следует записывать в поле ответа в тексте работы без пробелов, запятых и других дополнительных символов, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Часть 2 включает в себя 4 задания (17.1–17.4), из которых нужно выбрать только ОДНО и дать на него развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения на литературную тему объёмом не менее 200 слов.
Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, или капиллярной, или перьевой ручек.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные за выполненные задания, суммируются.
1. За правильный ответ на каждое из заданий 1–7 и 10–14 ставится 1 балл, за неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.
Максимальный первичный балл – 12.

2. Оценка выполнения заданий 8 и 15, требующих написания развёрнутого ответа в объёме 5–10 предложений.
Указание на объём условно, оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).
Если по критерию 1 («Соответствие ответа заданию») ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется. По другим критериям в «Протокол проверки ответов на задания» бланка № 2 выставляется 0 баллов.
Если по критерию 2 («Привлечение текста произведения для аргументации») ставится 0 баллов, то по критерию 3 («Логичность и соблюдение речевых норм») работа не оценивается, в «Протокол проверки ответов на задания» бланка № 2 по критерию 3 выставляется 0 баллов.
1. Соответствие ответа заданию
2 балла: Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения, авторская позиция не искажена.
1 балл: Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения, и/или авторская позиция искажена.
0 баллов: Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей.
2. Привлечение текста произведения для аргументации
2 балла: Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., фактические ошибки отсутствуют.
1 балл: Для аргументации текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка.
0 баллов: Суждения не аргументированы текстом произведения, И/ИЛИ допущено две и более фактические ошибки.
3. Логичность и соблюдение речевых норм
2 балла: Отсутствуют логические, речевые ошибки.
1 балл: Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая) – суммарно не более двух ошибок.
0 баллов: Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов).
Максимальный балл – 6 (за каждое задание). Итого: 12 баллов.

3. Оценка выполнения заданий 9 и 16, требующих написания развёрнутого ответа в объёме 5–10 предложений.
Указание на объём условно, оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).
Критерии 1 и 2 («Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом» и «Сопоставление второго выбранного произведения с предложенным текстом») являются основными. При оценивании последовательность примеров для сопоставления определяется их последовательностью в работе экзаменуемого.
Если по обоим критериям 1 и 2 ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется. По другим критериям в «Протокол проверки ответов на задания» бланка № 2 выставляется 0 баллов.
Если по критерию 3 («Привлечение текста произведения для аргументации») ставится 0 баллов, то по критерию 4 («Логичность и соблюдение речевых норм») работа не оценивается, в «Протокол проверки ответов на задания» бланка № 2 по критерию 4 выставляется 0 баллов.
Выполняя задание, экзаменуемый самостоятельно подбирает для контекстного сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к другому произведению автора исходного текста). При указании автора инициалы необходимы только для различения однофамильцев и родственников, если это существенно для адекватного восприятия содержания ответа (например, Л.Н. Толстой и А.К. Толстой, В.Л. Пушкин и А.С. Пушкин).
Максимальный балл – 10 (за каждое задание). Итого: 20 баллов.

4. Оценка выполнения заданий 17.1–17.4, требующих написания развёрнутого аргументированного ответа в жанре сочинения объёмом не менее 200 слов.
Критерий 1 («Соответствие сочинения теме и её раскрытие») является главным. Если при проверке работы эксперт по критерию 1 ставит 0 баллов, задание части 2 считается невыполненным и дальше не проверяется. По другим критериям в «Протокол проверки ответов на задания» бланка № 2 выставляется 0 баллов.
При оценке выполнения заданий части 2 следует учитывать объём написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объём не менее 200 слов.
Если в сочинении менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
При объёме сочинения от 150 до 200 слов предельное количество ошибок для каждого балльного уровня не меняется.
Максимальный балл за сочинение – 14.

Максимальный первичный балл за всю работу – 58.
 
Шкала перевода баллов ЕГЭ по литературе 2018
Минимальные баллы ЕГЭ остаются без изменений.
Минимальные баллы ЕГЭ, подтверждающие освоение образовательной программы среднего общего образования (то есть прохождение минимального порога) из 100 возможных: по литературе – 32 балла.
Минимальные баллы ЕГЭ для поступления в вуз: по литературе – 32 балла.
Вузы могут повышать эту планку!
Первичный балл
Тестовый балл
1 3
2 5
3 7
4 9
5 11
6 13
7 15
8 18
9 20
----------------------------------------
15 32
16 34
17 35
18 36
19 37
20 38
........
........
48 71
49 72
50 73
51 77
.....
....
58 100
См. подробнее страницу Шкалирование результатов ЕГЭ по литературе




Типичные вопросы по эпическим и драматическим произведениям
(из вопросов 1-7)
 
1. Как называют форму иносказания, характерную для басен, притчей? (Аллегория)

2. Назовите термин, который используется в литературоведении для обозначения выражения, ставшего крылатым? ИЛИ: В речи героев пьесы много кратких, образных изречений, выражающих оригинальные мысли (например, в речи Пепла: «Ты – не гвоздь, я – не клещи…»). Как называются такие высказывания? ИЛИ: Многие реплики героев пьесы стали общеупотребительными (например: "Не всегда правдой душу вылечишь"). Укажите термин, которым обозначаются меткие образные выражения, содержащие законченную философскую мысль. (Афоризм)

3. Как в литературоведении называют персонажей, которые не появляются на сцене? ИЛИ: В рассказах г-жи Простаковой и Скотинина фигурируют «покойник батюшка» и дядя Вавила Фалелеич. Как называются персонажи, упоминаемые в речи героев, но не появляющиеся на сцене? (Внесценические)

4. Как в литературном произведении называется монолог, который произносит герой «про себя»? (Внутренний монолог)

5. Желая показать свою значимость, Хлестаков использует явное преувеличение: «тридцать пять тысяч одних курьеров». Как называется художественный приём, основанный на преувеличении? (Гипербола)

6. Одним из характерных приёмов классицизма является раскрытие характера героя посредством его фамилии. Как называются такие фамилии? ИЛИ: В фамилии Хлестакова, как и в фамилиях других действующих лиц пьесы, заложена определённая образная характеристика. Как называются такие фамилии? (Говорящие)

7. Укажите название приёма художественного преувеличения, при котором правдоподобие уступает место фантастике, карикатуре. (Гротеск)

8. Как называется выразительная подробность, несущая в художественном тексте важную смысловую нагрузку? ИЛИ: Укажите название подробности, придающей повествованию особую выразительность (например, слеза, выкатившаяся у Чичикова. ИЛИ: Каким термином обозначается значимая мелкая подробность, заключающая в себе важный смысл (например, батюшкин сундук из рассказа г-жи Простаковой)? (Деталь)

9. Каким термином обозначается форма речи персонажей, представляющая собой обмен репликами? ИЛИ: Текст фрагмента представляет собой чередование обращённых друг к другу высказываний героев. Как называется такая форма речевого общения? (Диалог)

10. Укажите жанр, которому относится произведение. (Эпические жанры: Роман, рассказ, повесть, сказка, басня, былина, новелла, очерк... Драматические жанры: драма, комедия, трагедия...

11. Определите жанр произведения. Фонвизин «Недоросль» – комедия. Грибоедов «Горе от ума» – комедия. Гоголь «Ревизор» – комедия. Островский «Гроза» – драма.Чехов «Вишневый сад» – комедия. Горький «На дне» – драма.

12. К какой жанровой разновидности относится роман? (Социально-философский, психологический, социально-бытовой…)

13. К какому этапу в развитии действия относится данный фрагмент? (Завязка, кульминация, развязка). ИЛИ: Как называется момент наивысшего напряжения в развитии драматического сюжета. (Кульминация).

14. Свободный, непринужденной характер речи персонажей подчеркнут в данном фрагменте при помощи нарушения прямого порядка слов в их фразах: «Я вам за них дам деньги»; «Ведь я мертвых никогда еще не продавала». Назовите этот прием. (Инверсия)

15. Как в литературных произведениях называется разновидность описания, позволившая автору воссоздать обстановку жилища? ИЛИ: Укажите термин, которым в литературоведении называется описание обстановки действия, внутреннего убранства помещений («… в углу, перед черной доской иконы Богородицы троеручицы, горела лампадка, сели за длинный стол на черный кожаный диван...»). (Интерьер)

16. Назовите художественный прием, заключающийся в том, что подразумеваемый смысл слова или фразы противоположен буквально высказанному («Мастерица толковать указы»). (Ирония)

17. Фрагмент начинается и заканчивается описанием пожара в Смоленске т.п. Укажите термин, которым обозначается расположение и взаимосвязь частей, эпизодов, образов в художественном произведении. ИЛИ: Каким термином обозначают организацию частей произведения, образов и их связей? (Композиция)

18. Во фрагменте изображено острое столкновение позиций героев. Как называется такое столкновение в произведении? ИЛИ: Столкновения между героями обнаруживаются с самого начала пьесы. Как называется непримиримое противоречие, лежащее в основе драматургического действия? (Конфликт)

19. Тип конфликта? (Общественный, любовный, социальный). ИЛИ: Конфликт, связанный с отношениями между героем и героиней, определяет сюжетное действие «Чистого понедельника» И.А. Бунина. Дайте определение этого конфликта. (Любовный)

20. В рамках какого литературного направления создавалось данное произведение? (Сентиментализм, классицизм, реализм, символизм...). ИЛИ: Укажите название литературного направления XVIII в., традицию которого продолжает Грибоедов, наделяя некоторых героев своей реалистической пьесы «говорящими» фамилиями – характеристиками. (Классицизм) ИЛИ: Как называется литературное направление, принципы которого отчасти сформулированы во второй части представленного фрагмента («вызвать наружу всё, что ежеминутно пред очами и чего не зрят равнодушные очи, — всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь»)? (Реализм)

21. Укажите вид тропа, в основе которого перенос свойств одних предметов и явлений на другие («пламя таланта»). ИЛИ: Каким термином обозначают средство иносказательной выразительности, к которому обращается автор, описывая гигантский корабль «Атлантида»: «… этажи… зияли огненными несметными глазами»? (Метафора)

22. Как называется развернутое высказывание одного героя? (Монолог)

23. В начале эпизода даётся описание ночной станицы. Каким термином обозначается подобное описание? ИЛИ: Каким термином принято обозначать описание природы? (Пейзаж)

24. Укажите троп, представляющий собой замену имени собственного описательным оборотом. (Перифраз)

25. Как называется намеренное употребление в тексте одинаковых слов, усиливающее значимость высказывания? ИЛИ: «Да постыл он мне, постыл..», «Уж так тяжело, так тяжело». Как называется этот приём? (Повтор)

26. Назовите художественное средство, основанное на изображении внешности человека, его лица, одежды и т.д. («Пушок на ее верхней губе был в инее, янтарь щек слегка розовел, чернота райка совсем слилась с зрачком…»). ИЛИ: В начале фрагмента даётся описание внешности персонажа. Как называется это средство характеристики персонажа? (Портрет)

27. Речь героев изобилует словами и выражениями, нарушающими литературную норму («така дрянь», «обойми меня» и т.п.). Укажите этот вид речи. (Просторечие)

28. Каким термином обозначается способ отображения внутреннего состояния героев, мыслей и чувств? ИЛИ: Как называется изображение внутренних переживаний героя, проявляющихся в его поведении? («смешался, весь покраснел, производил головою отрицательный жест»)? (Психологизм)

29. События в произведении излагаются от лица вымышленного персонажа. Как называется персонаж произведения, которому доверяется повествование о событиях и других персонажах? (Рассказчик)

30. Как называется герой, который выражает авторскую позицию? (Резонёр)

31. Первый акт пьесы М. Горького «На дне» открывает авторское пояснение: «Подвал, похожий на пещеру. Потолок – тяжелые каменные своды, закопченные, с отвалившейся штукатуркой…». Как называется авторское пояснение, предваряющее или сопровождающее ход действия в пьесе? ИЛИ: Укажите термин, которым в пьесах называют краткие авторские замечания («Дразнит его», «Со вздохом» и др.). (Ремарка)

32. Назовите термин, которым обозначается высказывание героев в пьесе. ИЛИ: Как в драматургии называется отдельно взятая фраза собеседника в сценическом диалоге? (Реплика)

33. Укажите название рода литературы, к которому принадлежит произведение? (Эпос, драма)

34. Как в литературоведении называется особый вид комического: высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни, изображение их в нелепом карикатурном виде (например, изображение генералов в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»?) (Сатира)

35. Описывая трактир, в который приехали герои, И.А. Бунин использует образное выражение, построенное на соотнесении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком («было парно, как в бане»). Как называется этот художественный прием? ИЛИ: Укажите приём, использованный автором в следующей фразе: «...парящим высоко над всеми другими гениями мира, как парит орёл над другими высоко летающими». (Сравнение)

36. Как называется часть акта (действия) драматического произведения, в которой состав действующих лиц остаётся неизменным? (Сцена)

37. Каким термином обозначают совокупность событий, повороты и перипетии действия в произведении? (Сюжет)

38. Автор создал обобщенный образ «маленького человека». Каким термином принято называть подобные образы? (Тип)

39. Художественное время и пространство – важнейшие характеристики авторской модели мира. Какой традиционный пространственный ориентир использует Гончаров для создания образа символически насыщенного замкнутого пространства? (Дом)

40. Какая художественная категория позволяет предать сопряженность прошлого, настоящего и будущего? (Время)

41. В приведённой сцене содержатся сведения о персонажах, месте и времени действия, описаны обстоятельства, имевшие место до его начала. Укажите этап в развитии сюжета, для которого характерны названные признаки. ИЛИ: Каким термином принято обозначать часть произведения, где изображаются обстоятельства, предваряющие основные события сюжета? (Экспозиция)

42. Каким термином обозначается заключительный компонент произведения? (Эпилог)

43. Как в литературоведении называют средство, помогающее описать героя («слабый», «тщедушный»)? ИЛИ: Как называются образные определения, являющиеся традиционным средством художественной изобразительности? (Эпитет)


 
Типичные вопросы по лирическим произведениям
(из вопросов 10-14)
 
1. Как называется способ иносказания, заключающийся в изображении абстрактной идеи через конкретные образы? (Аллегория)

2. Как называется поэтический приём повтора одинаковых согласных звуков? ИЛИ: Какой стилистический приём использует Пастернак для усиления выразительности образа в словах «Figaro // Низвергается градом на грядку»? ИЛИ: Какой вид звукописи, основанный на повторении согласных звуков, использован в следующих строках: «Там волны выше этих веток // И, сваливаясь с валуна…»? (Аллитерация)

3. Укажите название стилистического приёма, который использует поэт, начиная строки с одного и того же слова. ИЛИ: Какое художественное средство, заключающееся в повторении начальных частей строк, использовано для усиления эмоциональной выразительности стихотворения: "Не буди, как восемь лет назад.// Не буди того, что отмечталось…"? ИЛИ: Как называется стилистическая фигура, использованная Пастернаком в семи первых строках стихотворения и основанная на повторении их начальных слов? (Анафора)

4. Как называется художественный прием, основанный на резком противопоставлении? ИЛИ: Как называется прием резкого противопоставления понятий, положений, состояний и образов («Безличное – вочеловечить, // Несбывшееся – воплотить!»)? (Антитеза или контраст)

5. Как называется поэтический приём, основанный на повторении гласных звуков? ИЛИ: Как называется стилистический приём, основанный на повторении одинаковых гласных в строке («В мерцаньи красных лампад»)? (Ассонанс)

6. Как называется стихотворная форма, для которой характерны отсутствие рифмы, размера (Она немедленно уронила на пол // Толстый том художественного журнала, // И сейчас же стало казаться, // Что в моей большой комнате // Очень мало места. А.Блок)? (Верлибр)

7. Какая художественная категория позволяет создать эффект «сопряжения» прошлого и настоящего? (Время)

8. Каким термином называют один из тропов, образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие или явление («На меня наставлен сумрак ночи // Тысячью биноклей на оси»)? (Гипербола)

9. Как называется художественно значимая подробность, играющая важную роль в воплощении авторского замысла («в старомодном ветхом шушуне»)? (Деталь)

10. К какому поэтическому жанру относится данное стихотворение? (Ода, элегия, посвящение, эпиграмма……) ИЛИ: Каково авторское определение жанра поэмы «Облако в штанах»? (Тетраптих) ИЛИ: Назовите жанр классической поэзии, черты которого присутствуют в стихотворении С.А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…». (Элегия) ИЛИ: Каково авторское определение жанра стихотворения «Море»? (Элегия) ИЛИ: Укажите традиционный лирический жанр, с которым сближается стихотворение М.И. Цветаевой «Стихи к Блоку». (Послание)

11. Поэт часто использует художественный приём, заключающийся в скрытой насмешке над героями. Укажите его название. (Ирония)

12. Как называется разновидность лирики, к которой принадлежит данное стихотворение? ИЛИ: К какой жанрово-тематической разновидности поэзии относится данное стихотворение? (Пейзажная, гражданская, любовная, дружеская, медитативная (Тютчев «Певучесть есть в морских волнах…»), философская…) ИЛИ: К какой жанрово-тематической разновидности лирики, затрагивающей вечные вопросы бытия, относится стихотворение А.А. Блока? (философская)

13. Как называется стилистическая фигура, основанная на изменении прямого порядка слов? ИЛИ: Какую стилистическую фигуру, состоящую в нарушении общепринятого порядка слов, использует поэт для создания …? ИЛИ: Как называется средство художественной выразительности, заключающееся в нарушении прямого порядка слов в предложении («Слишком раннюю утрату и усталость// Испытать мне в жизни привелось»)? (Инверсия)

14. Каким термином называется комплекс строк, состоящий из четверостиший, каждое из которых представляет собой организованное объединение стихотворных строк. (Катрен)

15. Приведённый фрагмент условно делится на две взаимосвязанные части, на границе которых стоит союз «а» («А если когда-нибудь в этой стране…»). Как называется построение произведения, расположение и взаимосвязь его частей? (Композиция)

16. Назовите вид композиции, характеризующийся повторением в начале и конце произведения одного и того же мотива, строки и т.д. (Кольцевая)

17. Основные литературные направления, поэтические течения. (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (делится на течения: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм), соцреализм, постмодернизм) ИЛИ: Как называется поэтическое течение, одним из ярких представителей которого в 1910-е годы являлся А.А. Блок и принципы которого отчасти нашли свое отражение в поэме «Двенадцать»? (Символизм) ИЛИ: Как называется авангардистское течение в поэзии, ярким представителем которого явился В.В. Маяковский? (Футуризм) ИЛИ: К какой ветви русской поэзии второй половины XX века относится творчество В. С. Высоцкого? (Авторская поэзия)

18. Термин, которым в литературоведении называют изобразительно-выразительное средство, позволяющее переносить значение по сходству с одного предмета на другой? (Средство иносказательной выразительности). ИЛИ: «Град креветок», «белая магия пены» и т. п. Какое средство художественной выразительности, основанное на переносном значении слов, использовано поэтом при создании образов? (Метафора)

19. В своем произведении В.В. Маяковский использует созданные им новые слова: «декабрый», «любёночек». Назовите термин, которым обозначают такие слова. (Неологизм)

20. Как называется приём, основанный на сочетании несочетаемых понятий? (Оксюморон)

21. Как называется приём, позволяющий наделить окружающий мир человеческими чувствами и переживаниями? ИЛИ: Какой вид тропа, основанный на сходстве неодушевленных предметов с живыми существами, использован в строке «звездам к лицу б хохотать»? ИЛИ: Как называется прием очеловечивания явлений природы, придающий авторским описаниям особую выразительность («Только вьюга долгим смехом // Заливается в снегах…»)? (Олицетворение)

22. В поэме "Облако в штанах" автор бросает резкий вызов публике, задавая всему произведению обличительно-публицистический настрой. Каким термином обозначается такая идейно-эмоциональная настроенность художественного произведения? (Пафос)

23. Как называется приём, состоящий в замене слова описательным выражением, указывающим на важные свойства, качества, признаки предмета или явления? (Перифраз)

24. Каким термином называют описание природы в литературном произведении? (Пейзаж)

25. Какой художественный прием дважды использован в первой строфе для усиления смысловой выразительности текста? ("Здесь все меня переживет, //Все, даже ветхие скворешни // И этот воздух, воздух вешний, // Морской свершивший перелет.) (Повтор)

26. Философское стихотворение Б.Л. Пастернака завершается строкой, являющейся афористичным народным изречением "Жизнь прожить – не поле перейти". Как называют такое изречение? (Пословица)

27. Искренний, доверительный тон обращения лирического героя к матери подчеркивается использованием слов, выходящих за пределы литературной нормы («саданул», «шибко», «воротился»). Как называются такие слова? (Просторечия)

28. Укажите размер, которым написано стихотворение. (Ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест)) См. подробнее на сайте "К уроку литературы": Стихотворные размеры". ИЛИ: Укажите размер, которым написано стихотворение С.А. Есенина «Мы теперь уходим понемногу…» (ответ дайте в именительном падеже без указания количества стоп). (Хорей)

29. Для усиления эмоциональной значимости высказывания автор использует форму вопроса, не требующего ответа. Как называется это средство выразительности? (Риторический вопрос) ИЛИ: Как называются эмоциональные, не требующие ответа вопросы, восклицания и обращения («Несбывшееся – воплотить!»; "Простим угрюмство – разве это // Сокрытый двигатель его?»)? (Риторические) ИЛИ: Дайте определение восклицаний, которые используются поэтом для активизации читательского восприятия («Нам ли вымаливать милостей у времени!»). (Риторические восклицания)

30. Назовите термин, которым обозначают созвучие концов стихотворных строк? ИЛИ: Как называется созвучие концов стихотворных строк (метелица – стелется; холодна – из окна и т.п.)? (Рифма)

31. Как называется характер рифмовки? (Кольцевая, перекрёстная, смежная) ИЛИ: Укажите тип рифмовки в стихотворении В.Высоцкого: "Как ныне сбирается вещий Олег // Щита прибивать на ворота, // Как вдруг подбегает к нему человек — // И ну шепелявить чего-то..." (Перекрёстная) ИЛИ: Укажите тип рифмы: времени — ремни. (Неравносложная)

32. К какому средству выражения собственной позиции прибегает поэт, подвергая своих персонажей не скрытому, а откровенному осмеянию, обличению? (Сарказм)

33. Как называется обобщенный образ, включающий множество ассоциативных признаков? ИЛИ:
Как называются многозначные обобщенные образы, являющиеся важным элементом художественного мира Блока (кровавый флаг, пес голодный, белый венчик из роз и т.п.)? (Символ)

34. Назовите приём соотнесения различных явлений, использованный поэтом в словосочетаниях «завалился ольхою» и «низвергается градом». ИЛИ: Назовите средство художественной изобразительности, основанное на соотнесении предметов и явлений: «И выла старуха, как раненый зверь». ИЛИ: Назовите изобразительно-выразительное средство, основанное на сопоставлении предметов и явлений: «Как мазь, густая синева // Ложится зайчиками наземь…» (Сравнение)

35. Как в литературоведении называется сочетание строк, скрепленных общей рифмовкой и интонацией? (Строфа)

36. Цитата, предваряющая последующее произведение и перекликающаяся с основным текстом. (Эпиграф)

37. Назовите термин, которым называют художественное определение. ИЛИ: Во фрагменте употреблены образные определения «измученный рот», «у заветного пня», «в смерти блаженной» и др. Какой вид тропа использован в этих примерах? ИЛИ: Укажите название средства художественной изобразительности, представляющего собой эмоционально-оценочное определение («Нежной поступью надвьюжной»). (Эпитет)



* ЕГЭ – Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – это форма государственной итоговой аттестации (ГИА) по образовательным программам среднего общего образования.
При проведении ЕГЭ используются контрольные измерительные материалы (КИМ), представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы, а также специальные бланки для оформления ответов на задания.
 
 


Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz